Вы здесь
Главная > Кино > От пластилиновой вороны до войлочных мишек

От пластилиновой вороны до войлочных мишек

4 марта на Новой сцене Александринского театра в совместной с Roof Cinema программе «Кино в театре» состоялась премьера новой программы Лондонского международного анимационного фестиваля LIAF.

Сегодня анимация — самостоятельный вид искусства, а не подсобный материал для создания мультфильмов и CG-эффектов. Среди представленных на фестивале фильмов были выполненные в традиционно привычной рисованной манере, любимая с детства кукольная графика, анимация по стеклу.

Как человек, детство которого прошло на мультфильме Александра Татарского “Пластилиновая ворона”, при просмотре чувствовала себя первооткрывателем. Итак…

Открыл программу фильм «Тет-а-тет».  В центре повествования семья: муж, жена, маленький сын и сестра хозяйки. Они ходят, разговаривают, вместе ужинают. Но  при этом каждый из них живёт собственной жизнью, сосредоточенной в социальных сетях и лайках. Одним не нравится, когда внутренние дела семьи становятся достоянием интернета. Другие избегают проблем, прячась за виртуальным общением. В итоге остаётся надежда на сохранение семейных и общечеловеческих ценностей, когда девушка откладывает телефон в сторону, чтобы почитать племяннику на ночь сказку. «Тет-а-тет» — на удивление добрый, позитивный фильм. Простая графика, которая не отвлекает от сюжета, а скорее, наоборот, делает акцент на обыденности демонстрируемой ситуации.

«История целиком» — ещё одна попытка рассказать о пересмотре семейных и общечеловеческих ценностей в условиях разъединяющих тенденций все ускоряющейся жизни. Необычно выглядит сочетание в одном кадре рисунков, словно выполненных детской рукой, и фрагменты видеосъёмок реальных людей.

Кукольная анимация британского автора Паломы Баэзы «На разных полюсах» — субъективно хит показа. В условиях всемирного потепления белая медведица встречается с бурым собратом. Хищнице-одиночке трудно смириться с вторжением в ее холодный морозный мир позитивного компанейского гризли. У войлочных мишек-героев живая мимика, жесты. Глядя, как натуралистично зверюшки ссорятся, общаются и спасают друг друга из передряг, забываешь, что наблюдаешь за мультяшными персонажами.

«В двух словах» — объектная анимация швейцарского режиссёра Фабио Фридли. Очень кропотливая работа, когда на экране мелькают не рисованные, а настоящие предметы. Смешение сотни изображений в затейливые и причудливые комбинации символизирует проблемы сегодняшнего мира и надвигающуюся глобализацию. В результате калейдоскопа предметов на экране остается пуля, что само по себе жутковато. Вот только понять самостоятельно, без дополнительных комментариев, смысл этого коктейля не удаётся. Видимо, сказалось влияние традиционного восприятия.

«Чужой в моей голове» — графическая интерпретация повести Альберта Камю “Посторонний”. Автор фильма Петра Балекич вспоминает впечатления о прочитанной 12 лет назад книге. Главный герой повести Камю не видит разницы между тем, как он выпивает чашку кофе, идет в кино или совершает убийство. Он до абсурда безэмоционален. Графика фильма состоит из мрачных черных и красных мазков, передающих безысходность пересказанных событий.

«Глаза, которые не видят вечность» — проникновенный и душевный фильм, несмотря на свою лаконичную графику. Повествует о том, что даже в условиях беспросветной обыденности есть место для настоящего чуда. Для этого нужно чуть-чуть упорства и немного веры.

«Мост через реку» — ироничный рассказ о мужчине, решившем покончить жизнь самоубийством, сбросившись с грузового моста. Его замечает человек, идущий по другому мосту. Пока горе-самоубийца мучался терзаниями и боялся сделать решающий шаг, количество сопереживающих все увеличивалось. В итоге, когда желание жить превысило желание прыгать, толпа зевак так радостно приветствовала поступок выжившего, что под ними рухнул мост. Фильм выполнен в технике «анимация по стеклу». В кадре черно-белые краски, грубые маки.

«Дебют» — фильм о начинающем авторе, который верит в собственную гениальность, но никак не определится, каким творением поразить мир. Органично сочетается сюжет, манера изложения от лица несостоявшегося гения и насыщенная сине-красная палитра фильма.

«Связь» — один из фаворитов показа. Два крепко-накрепко связанных физически персонажа на протяжении фильма предпринимают титанические усилия, чтобы освободиться друг от друга. В итоге, когда удаётся разорвать удерживающие узы, выясняется, что делать-то им друг без друга нечего.

Работа Лотти Кингслейк «Я снова танцевала» представляет собой результат “визуальной интерпретации” одного прожитого дня, когда записанные на диктофон звуки переданы графическими образами и коллажами.

Завершил программу LIAF «Контакт» — фильм о смысле человеческой жизни в условиях космической бесконечности. Вызывает вопросы о смысле жизни, ответы на которые лежат за пределами кинопространства.

Текст: Татьяна Любина

Фотографии из открытого доступа

Добавить комментарий