Иммерсия. Жизнь внутри оркестра

9 марта на сцене государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга впервые в России состоялся иммерсивный  концерт симфонического оркестра. «Иммерсивность» происходит от английского слова «immersive» – создающий эффект присутствия, погружения. Эффект иммерсивности  в последнее время активно применяется в кино, театре, живописи и концертной деятельности по всему миру. По сути это погружение в искусственно созданные условия. Феномен погружения широко исследован в различных источниках.  История данного феномена началась с первых попыток воссоздания окружающей реальности с помощью музыки, рисунка, театрализованных представлений. Популярность иммерсивных шоу  имеет особый интерес среди зрителей, ведь чувство присутствия является важным аспектом для переживаний человека.На сцене Санкт-Петербургской Капеллы развернулось уникальное действо «Иммерсия. Жизнь внутри оркестра».  Ведущий программы перед началом концерта объяснил зрителям, что для каждого музыканта  это уникальный и рискованный опыт, на который они впервые отважились, дабы расширить в России границы иммерсивных постановок, и предостерег гостей, попросив не трогать музыкантов и стараться передвигаться по залу аккуратно и максимально тихо. Напомним, что оркестр в этот вечер располагался не на привычной для нас сцене, а в зоне зрительного зала. Сидячих мест было совсем немного, два ряда справа и слева вдоль оркестра. Разрешалось подниматься на сцену, свободно передвигаться по всему залу, а также снимать видео и делать неограниченное количество снимков.После непродолжительного приветствия ведущего в зал вышли музыканты  Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга под руководством народного артиста России Александра Чернушенко.  На сцене располагался лишь рояль, за которым виртуозно исполнял сольные партии в композициях  Анатолий Кальварский. Дети и взрослые окружили рояль со всех сторон, наблюдая, как легко скользят пальцы пианиста  по клавишам,  воспроизводя мелодию.Руководитель оркестра  Александр Чернушенко пригласил мальчика из зала к дирижерскому пульту, вручив ему свою палочку, и предоставил возможность управлять целым оркестром.  Отрадно было видеть восторженное состояние ребёнка от свалившейся на его голову славы. Кто знает, может, этот вечер повлияет на становление его личности?!! Но такой поворот событий восхитил всех присутствующих.  Неофициальная обстановка располагала к обостренному восприятию музыкальных произведений. Интерес к внутренней структуре оркестра был неподдельным: люди внимательно наблюдали за каждой сменой солирующих  музыкантов, пытаясь уловить симфонию не только ушами, но и глазами.В программе прозвучали Испанское каприччио Римского-Корсакова, музыка Джорджа Гершвина и джазовый концерт Аллана Гиллилэнда «Мечтания мастеров» в исполнении Юлиана Милкиса, одного из выдающихся кларнетистов мира.Безусловно, такие мероприятия должны иметь место в культурной жизни Санкт-Петербурга.  Прежде всего, из-за подрастающего поколения зрителей.  Этот опыт  сможет показать юным дарованиям,  как строится жизнь внутри оркестра. Оказаться на сцене было приятно не только детям, но и их родителем. Кстати, оба концерта «Иммерсия. Жизнь внутри оркестра» не имели никаких возрастных ограничений, и многие родители привели детей на подобное шоу.  И правильно сделали, это было не только познавательно, но и увлекательно и весело. Да и взрослые впервые в академической Капелле смогли пританцовывать под  джазовые композиции, что до сих пор сделать было невозможно.Хочется выразить огромную благодарность ответственным организаторам и отважным музыкантам за успешную реализацию столь нелегкой задумки.

 Текст: Мария Долгорукова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения