Вы здесь
Главная > Интервью > A cappella PLUSFIVE

A cappella PLUSFIVE

Большой и атмосферный фестиваль вина, искусства и кино «Молодость и вино» пройдет 8 и 9 марта на Новой сцене Александринского театра. В фестивале примут участие музыкальные и театральные коллективы. Накануне этого праздника искусств нам удалось пообщаться с участниками вокального ансамбля PLUSFIVE, выступлением которых завершится музыкальная программа фестиваля. 

ОКОЛО: В официальном описании своего коллектива вы указали, что собрались «не умеющие играть ни на одном музыкальном инструменте, но умеющие немного петь», а в одном из интервью в 2016 году рассказывали, что все в группе имеют музыкальное образование. Вы поскромничали в описании, получили образование после создания коллектива или не считаете равнозначным наличие образование и умение играть и петь? Расскажите немного об участниках группы.

Владимир Мгерян: Ну, конечно, мы поскромничали. Все участники группы с детства занимаются музыкой и владеют различными музыкальными инструментами! Просто такой формулировкой мы хотели избежать извечного вопроса «А почему вы поёте то, что должно играться музыкальными инструментами и могли бы вы сыграть то, что поёте?» У нас у всех абсолютно разное образование : актёр, инструменталист, дирижёр, вокалист и педагог. Этим мы друг друга дополняем, обучаем и заполняем все прорехи, возникающие у коллектива одной школы.

ОКОЛО: Пение а капелла, очевидно, дает гастрольные преимущества коллективу: ваши инструменты всегда с вами. Но насколько такой формат концертов востребован у российского слушателя? Насколько, по вашему опыту, широк интерес отечественного слушателя к акапельным концертам? Какое место, по-вашему мнению, на музыкальном рынке страны занимают коллективы, подобные вам?

Алексей Ворошень: Пение a cappella не даёт больших гастрольных преимуществ, потому что наш формат подразумевает серьёзное звукоусиление и количество перевозимого нами оборудования уже сравнялось с весом любого из нас (смеётся). Конечно формат a cappella не самый популярный в нашей стране, потому что нет сильных традиций как в других странах.

Интерес российского слушателя может быть каким угодно. Мы стараемся сделать этот жанр доступнее, понятнее и популярнее. В итоге с наших концертов никто ещё не уходил разочарованным. Есть такое ощущение, что музыкальный рынок страны всецело принадлежит поп — музыке. В итоге ни один из российских а капелла коллективов пока не приобрёл огромной популярности.

ОКОЛО: Учитывая специфику жанра, как акапельный коллектив может выделиться среди себе подобных? В чем уникальность именно вашей группы? Каковы шансы такого коллектива добиться популярности с авторским контентом, а не только кавер-версиями популярных песен, и планируете ли вы работать в этом направлении?

Александр Макаров: Главное — это качественные аранжировки, интересные музыкальные находки и решения. Немалую роль ещё при этом играют артистизм и харизма. Пока мы в поиске своей уникальности. Тут можно не выделять жанр a cappella среди прочих. Популярности сложно добиться всем: главное — это труд, упорство и, конечно же, удача. Насчёт авторского материала — это всегда сложный вопрос. Пока мы работаем в этом направлении и набираемся опыта, исполняя кавер-версии песен.

ОКОЛО: Есть ли какие-то еще специфические сложности, с которыми сталкиваются именно акапельные группы?

Даниил Капусто: Голос — это самый капризный и уникальный инструмент. В связи с этим любому ансамблю нужно много времени, чтобы добиться однородного звучания. В случае форс-мажора, будь то смерть, смерч или государственный переворот – невозможно оперативно найти замену.

ОКОЛО: Мы ознакомились с доступными записями и клипами: здесь и Ария мистера Икс, и «We will rock you», и «В Кейптаунском порту», и Цой, и Коэн, и Агутин. Подобное многообразие жанров, к которым вы обращаетесь, это отображения многообразия музыкальных вкусов участников группы, поиск индивидуального стиля, стратегия по привлечению наиболее широкой аудитории или нечто иное?

Как вы выбираете песни? Ваши аранжировки – результат коллективного творчества? Распределяются роли участников коллектива на репетициях и на сцене?

PLUSFIVE: Всё именно так. Жанровое многообразие аранжировок объясняется тем, что все участники коллектива принимают участие в выборе репертуара. В общем, полная демократия. Для нас главное — петь то, что нам нравится.

PLUSFIVE: Да как пойдёт. Все занимаются общим делом, и каждый привносит что-то своё!

ОКОЛО: Расскажите о вашем последнем клипе на песню Виктора Цоя «Каждую ночь». Почему вы выбрали именно эту песню, она ведь не самая известная?

Владимир Мгерян: На Цое я вырос. В самом сердце сидит. Практически все песни знаю наизусть. Как и у большинства подростков часть мировоззрения сформировалась именно благодаря ему. И идея сделать его песню с PlusFive была очень давно, но всё как-то не было повода. В минувшем декабре мы сделали концерт «Про Рок» (кстати,  мы совсем скоро повторим этот концерт), и не отдать ему дань уважения было просто нельзя!

Песня «Каждую ночь» была выбрана специально. Для того, чтобы слушатель мог познакомиться с творчеством Виктора Цоя более глубоко, а не только благодаря «Звезде по имени Солнце», «Группе крови» или «Перемен». Вообще, многие его песни актуальны именно сейчас, в наше время и каждый может найти в них что-то своё. Поэтому я очень надеюсь, что нам ещё удастся сделать несколько его самых неизвестных песен.

ОКОЛО: Кто придумывал сюжет клипа и как проходили съемки?  В клипе много интересных решений и интерпретация текста весьма нетривиальная.

Алексей Ворошень: Сюжет клипа придумал я. Съёмки клипа на песню «Каждую ночь» для меня были борьбой. В моей голове несколько раз менялась сюжетная линия и актеры. На площадке (снимали в «петербургских серенадах») было не так много времени (или оно незаметно пролетело), но плюсуем веселую команду иии – получилось атмосферно!

В «Каждую ночь» я попытался раскрыть тему взросления. Общество трактует понятие «взрослый» материальными ценностями. А наши мечты, нашу «детскость» мы зарываем под всей этой «лжекрутотой». Хотел сказать, чтобы, взрослея, люди брали с собой во взрослую жизнь всю ту нежность, радость и наивность детских/подростковых лет и не стеснялись ей делиться. Здорово читать редкие отзывы людей, которые поняли клип по-своему.

ОКОЛО: Вы выступаете уже 5 лет, но мы не нашли упоминаний о ваших альбомах. Есть один EP из двух треков. Планируете ли вы запись пластинок или на данном этапе у вас другие приоритеты?

Александр Макаров: Своих альбомов у нас пока нет. У нас много профессиональных неофициальных аудиозаписей, то есть не прикреплённых к какому-либо лейблу и не обладающих никакими правами. Мы обязательно запишем альбом, когда соберём для этого авторский материал. А насчёт альбома кавер-версий: мы собираемся его записать в ближайшем будущем, после того как внимательно изучим правовое поле по данному вопросу.

ОКОЛО: Возможно, неудобный вопрос, но его нельзя не задать. Вы поете чужие песни. Как быть с авторскими правами? Вы заключаете договоры с другими артистами или используете те, что можно исполнять свободно?

Даниил Капусто: Нам пока ещё не доводилось сталкиваться с такими вопросами, так как свои аудио- и видеозаписи мы не использовали (пока ещё) в коммерческих целях. На сегодняшний день наибольшее количество проблем такого толка связано с нашим появлением на телевидении. Как раз там и затрагиваются эти деликатные вопросы об авторстве той или иной композиции. Но, как не сложно догадаться, даже эти неудобства достаются не нам, а юристам данного ТВ.

ОКОЛО: Вы участвуете в программе фестиваля «Молодость и вино» 9 марта. В анонсе указано, что в музыкальной программе фестиваля примут участие джазовые коллективы. Следует ли ожидать, что вы будете исполнять исключительно джазовые композиции или планируете выступление вне заявленной организаторами стилистики? Готовите ли вы какой-то номер специально для фестиваля?

Владимир Мгерян: Для нас огромная честь выступать на таком масштабном фестивале, за это большое спасибо организаторам. Конкретно джаз мы петь не будем, мы только коснёмся его. Нам очень хочется чтобы слушатель после этого фестиваля ушёл немножечко окрылённым, и для этого у нас всегда припасено пару отличных козырей!

ОКОЛО: Как вы думаете, кто такие ваши слушатели? Кому близка ваша подача и материал?

Никита Волков: Как вы успели заметить, мы себя не сковываем рамками жанра, от этого и публика наша абсолютно разная, всех возрастов и профессий. Мы поем для всех, но, как показывает статистика, большее количество мест в зале занимает женская половина.

ОКОЛО: У вас большой опыт выступления на самых разных музыкальных площадках: вы пели в Кремле, Анненкирхе, множестве клубов, участвовали в благотворительных акциях на небольших площадках и в крупных фестивалях. Какой концерт запомнился вам сильнее всего?

Алексей Ворошень: Яркие эмоции я испытал, когда в январе мы выступали на сцене мурманской филармонии. За месяц нам сообщили, что билеты распроданы. 600 мест зал, а для малоизвестной группы этот факт «немного» шокирует! Страшнее выступать в других городах, так как остро чувствуется ответственность за каждый (у меня звук — у ребят нота) и каждое слово. Ведь все хотят понравиться и вернуться «на бис». Но самый потрясающий момент был, когда после последней песни зал встал! В такие моменты чувствуешь что то, чем ты занимаешься, находит отклик в сердцах людей, и значит все не «просто так»!

ОКОЛО: Где было работать тяжелее всего, а где легче? На каких площадках приходится вступать чаще всего? Где слушателям искать встречи с вами?

Александр Макаров: Скажем так: сложнее всего выступать на площадке с плохим оборудованием. Мы очень чувствительны в этом отношении, так как работаем все-таки в очень сложном жанре. Страшнее всего было ожидание за кулисами кремлевского дворца. А тяжелее всего, особенно поначалу, выступать в социальных учреждениях перед тяжело больными людьми.

Легче всего выступать на хорошо оборудованной площадке перед уже знакомой аудиторией. Мы не привязаны ни к какому стилю музыки, поэтому и площадки у нас абсолютно разные. Встретить нас можно где угодно: от официальных приёмов или спортивных и городских мероприятий до музыкальных клубов или домов культуры.

Проще всего встретиться с нами, заглянув в наши соцсети. Там мы анонсируем все общедоступные выступления. А интереснее всего встретить нас в тёплое время года, поющих прямо на улице где-нибудь в центре города.

ОКОЛО: Существует ли цельное профессиональное сообщество акапельных музыкантов? Вы каким-то образом обмениваетесь опытом, работаете над развитием и популяризацией жанра или каждый коллектив идет по собственному уникальному пути?

Никита Волков: Сейчас каждый a cappella коллектив России в каком-то смысле первопроходец, жанр для нашей страны достаточно молодой и только завоевывает свою аудиторию! Но, к счастью для всех нас, в прошлом году в Москве впервые произошло событие, собравшее около 160 коллективов из разных стран, которые в течении месяца выступали на улицах города –фестиваль «Московская весна a cappella». Это самое масштабное мероприятие, объединившее столько исполнителей в одном месте! И нам посчастливилось принимать в нем участие!

В этом году фестиваль пройдет вновь, и мы с нетерпением ждём его! Возможно, этот фестиваль проложит путь к формированию профессионального a cappella сообщества России.

Вопросы задавал: Александр Шек

Отвечали на вопросы: музыканты группы PLUSFIVE

Добавить комментарий