Вы здесь
Главная > Музыка > Золотой храм барокко

Золотой храм барокко

Ансамбль «Контрапунктус» 28 января в Петрикирхе представил музыку итальянского барокко.
Светлые залы Петрикирхе наполнила музыка эпохи, пришедшей на смену зрелому Ренессансу, которую мы знаем под именем «барокко». Барокко — от португальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы, зародилось в XVII веке именно в Италии, чем и был обусловлен выбор программы концерта «Золотой век Италии».

Италия, расцветшая в эпоху Ренессанса, в XVII веке представляла собой контраст между напыщенным тщеславием и естественной простотой, всюду выступающий в искусстве. Это отразило борьбу высших духовных сил, охватившую все столетие. В это время поднимает голову возлюбившая пышность церковь. На пороге столетия всё еще пылал костер Джордано Бруно, а уже во второй половине века Спиноза был приглашен в Гейдельбергский университет.

Музыка эпохи барокко – это еще не светская музыка в нашем понимании: барочные мадригалы и кантаты по-прежнему строятся по мелодическим законам церковной музыки, что создает впечатление «возвышенности» и «одухотворенности». «Барокко» подразумевает «странную», «необычную», «причудливую» музыку доклассической эпохи. И тем не менее, сочинительские и исполнительские приёмы барокко стали неотъемлемой и частью музыкального классического канона.

На концерте были исполнены произведения известных композиторов, таких как Клаудио Монтеверди (композиции Si dolce e ‘l tormento; Zefiro torna), Франческо Корбетта (Chaconne; Sinfonia), Орландо ди Лассо (Beatus homo; Madonna mia pieta), Джованни Стефани (Amante felici), Андреа Фальконьери (Folias , La suave melodia), так и менее знаменитых – Джовани Джироламо Капсбергера, Джироламо Фрескобальди, Джулио Каччини, Джовани Кастелло, Антонимо, Диего Ортиса.

Вокализы Христины Тонких прекрасно дополнили барочные инструменты ансамбля «Контрапунктус». В ансамбль входят барочная гитара (Алексей Тонких), барочная виолончель (Владимир Коденко), барочная скрипка (Ксения Тимофеева), архилютня (Юрий Лиман) и перкуссия (Андрей Иванов). К слову, название ансамбля выбрано не случайно, лат. «punctum contra punctum, punctus contra punctum» — нота против ноты, буквально «точка против точки», значит одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. А музыка эпохи барокко взяла от Ренессанса практику использования полифонии (многоголосия) контрапункта.

Ансамбль «Контрапунктус» ведет своё начало с марта 2013 года, когда гитарист Алексей Тонких и контрабасист Никита Епифанов создали акустический проект. Позже к ним присоединился саксофонист Александр Белоусов, а с начала 2015 года вокалистка Христина Тонких, что обогатило музыкальные возможности ансамбля. Весной 2016 года к ансамблю присоединился Владимир Коденко, специалист по барочной музыке, который «заразил» музыкантов идеей исполнительства аутентичной музыки, что немалая редкость в наши дни. С тех пор ансамблю играет в настоящем составе, специализируясь на шедеврах старинной музыки барокко.

Текст: Мария Шрамова

Фотографии из открытого доступа

Добавить комментарий