Вы здесь
Главная > Театр > Жизнь прожить — не поле перейти

Жизнь прожить — не поле перейти

                                                                   Любить иных — тяжелый крест…  (Борис Пастернак)
На сцене Театра им. Комиссаржевской 18 февраля состоялась премьера – «Доктор Живаго» по роману Бориса Пастернака. Режиссёр спектакля Леонид Алимов рискнул обратиться к сложнейшему для постановок и экранизаций произведению с непростой судьбой (его публикация в СССР состоялась спустя 30 лет после написания романа). А ставшая знаменитой цитатой фраза «Не читал, но осуждаю!» ознаменовала собой долгие годы травли «врага народа», в особенности после присуждения писателю Нобелевской премии, от которой он был вынужден отказаться.
«Доктор Живаго» — сага о жизни нескольких семей в первое сорокалетие двадцатого века на фоне трагичных событий в жизни страны. Главный герой Юрий Живаго (Игорь Грабузов) из богатой семьи – рано осиротел. Повзрослев, юноша с романтичными взглядами на жизнь и устройство мира женится на дочери своих благодетелей Тоне Громеко и станет одарённым врачом.
Параллельно развивается история жизни Лары Гишар, девушки, которую совратил уже немолодой Виктор Комаровский (Родион Приходько). Он осознаёт греховность связи с юной воспитанницей, но ничего не может с собой поделать: «Ушли на дно его души её черты и формы». Лара будет пытаться бросить его, скрыться, даже застрелить – но тщетно, со своим демоном она ещё не раз столкнётся в будущем. Спасением для Лары, её опорой станет друг детства Павел, давно влюблённый в девушку. Но «Они старались переблагородничать друг друга и этим все осложняли».
Когда в жизни героев вторгается сокрушающая и разрушающая всё на своём пути сначала Первая Мировая Война, потом – Гражданская война и репрессии — Павел, не уверенный в чувствах Лары, уйдёт добровольцем на фронт, а впоследствии примкнёт к красным и станет яростным революционным комиссаром.
Юрия Живаго и Лару судьба не раз сведёт – в прифронтовом госпитале, в небольшом уральском городке, где они в разлуке с семьями обретут ненадолго своё выстраданное счастье.
Одним из возможных названий произведения у Пастернака было «Смерти не будет». «Смерти нет» — настойчиво, словно заклинание повторяет Живаго. Сама фамилия, его монологи подчёркивают мысль о величайшей ценности – жизни, о любви к ближнему, сострадании и спасении души.
Спектакль построен таким образом, что персонажи романа являются одновременно и рассказчиками. Благодарю такому многоголосью образ Живаго раскрывается наиболее полно, с разных точек зрения. Лаконичность, минимум декораций позволяют воображению дорисовывать картину происходящего – и вот зритель оказывается на поле боевых действий, гремят пушки, слышны выстрелы.. Стена-трансформер представляет собой то препятствие, с которым вынуждены бороться герои, она то надвигается в середину сцены, сужая мир и создавая подобие клетки, то открывает двери в новую жизнь. Оживающий экран с документальными фотографиями, отрывками из газет напоминает, что упоминаемые страшные события в жизни страны были и могут повториться вновь.
В романе устами Живаго затрагиваются глубоко философские и христианские вопросы бытия, бессмысленность и ужас войны. Стихи, вплетённые в повествование автором, бережно перенесены в постановку, на протяжении всего спектакля звучит музыка Шопена – именно этого композитора особенно выделял Борис Пастернак.
Актрисы Елизавета Нилова и Варвара Репецкая великолепно исполняют роли двух главных женщин в судьбе Живаго. Это две противоположности — надломленная, порывистая, стремительная Лара, напоминающая образ Настасьи Филипповны, и нежная, преисполненная благодати Тоня, бесконечно любящая и всепрощающая, по словам Лары, «боттичеллиевская». «Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она — чтобы осложнять ее и сбивать с дороги» — так пишет в прощальном письме Тоня. Она уедет за границу с детьми навсегда, и Юрий, постепенно сходящий с ума от тоски и одиночества, женится на простой девушке Марине, дочери бывшего дворника Маркела.
Разухабистые частушки и песни, единение героя с семьёй неотёсанного дворника подчёркивают мысль о физической и духовной смерти Живаго (для него неприемлемо «криводушие», когда надо «проявлять себя противно тому, что чувствуешь»), о гибели целого поколения не нашедшей себе места в новом мире интеллигенции.
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии из открытого доступа

Добавить комментарий