Вы здесь
Главная > Театр > Показ кинооперы «Снегурочка» состоялся в Ленинград-центре 18 февраля

Показ кинооперы «Снегурочка» состоялся в Ленинград-центре 18 февраля

Кинопроектор Ленинград-центра показал трансляцию «Снегурочки» из парижской l’Opera national de Paris производства Opera Bastille. Постановка «Снегурочки» стала одной из самых ожидаемых премьер 2017 года. Режиссер-постановщик, Дмитрий Черняков, отмечает, что здесь случился настоящий союз «русского духа с европейским театральным авангардом»: в ней нет той древнерусской тоски, которая пронизывает оригинальную оперу Римского-Корсакова, зато сохранилась трагедия русской души и дух самопожертвования во имя общего блага.

Пьеса, первоначально названная «весенняя сказка» была написана А. Н. Островским. Музыка в замысле пьесы играла большое значение: автор сам указал в тексте использование нескольких фольклорных песен. Первая оркестровка была произведена И. П. Чайковским, но большой известности она не получила. Н. А. Римский-Корсаков не сразу заинтересовался сюжетом, однако спустя некоторое время «Снегурочка» раскрыла свою удивительную красоту: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу», — рассказывал он в «Летописи моей музыкальной жизни». Снегурочка позже стала любимой оперой Н. А. Римского-Корсакова, позже он отмечал: «Кто не любит моей “Снегурочки”, тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня».

Дмитрий Черняков переносит место действия оперы в наше время, снимая с образов духов стихий (Мороза и Весны) роль «вечных сил природы». Снегурочка, дочь Весны-Красны (исп. Елена Манистина) и Мороза (Владимир Огновенко), становится инструментом в их взаимоотношениях: Весна не хочет вспоминать о своих любовных похождениях со стариком-Морозом, Мороз злится и «всё сильнее морозит землю берендеев». Чтобы освободиться от бремени родители решают отдать дочь на попечение Бобылю (Василий Горшков) и Бобылихe (Кэрол Уилсон) в сказочную страну берендеев. А Снегурочка (Аида Гарифулина), прослышавшая «как Лель поёт под кусочком» страстно жаждет уйти из родительского терема «послушать его песни». У Римского-Корсакова образ берендеев был символической проекцией человеческого общества, мифологического среднего мира, мира людей. «Берендеи» у Д. Чернякова превращаются в общину единомышленников, которые хотят воссоздать традиции своих предков. Первые кадры создают впечатление такое же, как документальная хроника Вудстока: молодые люди разбивают бивак посреди векового леса, танцуют и поют песни. Лелем становится длинноволосый тенор (исп. Юрий Миненко), своеобразный не пренебрегающий нарциссизмом «пастушок».

Завязка происходит, когда Бобыль приглашает Леля к себе спеть песни для Снегурочки. Лель соглашается петь только за поцелуй, но Снегурочке кажется такая плата незначительной: «При встрече и при прощании целуюсь с каждым я»,- поет она. Тогда Лель желает, чтобы Снегурочка подарила ему цветок, на что она соглашается. Заслушавшись Леля, Снегурочка плачет, а Лель уходит к зовущим его поцелуями девушкам. В это время к своей свадьбе готовится красавица Купава (исп. Мартина Серафин), дочь богатого слобожанина, за которую посватался Мизгирь(Томас Йоханнес Майер). Купава утешает Снегурочку и зовёт её на выкуп: девушки прячут Купаву за собою и поют обрядовые песни. Но Мизгирь замечает Снегурочку и с этого момента даже думать не хочет о женитьбе на Купаве. Купава, чувствуя себя оскорбленной, ищет защиты у Царя (Максим Пастер). Узнав про появление в стране берендеев Снегурочки, Царь понимает почему «Солце-Ярило сердится и все меньше греет землю» и повелевает Лелю растопить любовью холодное сердце Снегурочки к Ярилину дню. Однако Мизгирь тоже вызывается на эту роль.

После песен Леля Снегурочка и сама обнаруживает свою холодность. Мечтая о «любви девичьей», она обращается к своей матери, Весне. Из жалости к Снегурочке, Весна соглашается ей дать этот роковой дар, предупреждая держаться подальше от Солнца-Ярила. На Ярилин день перед

советом берендеев Мизгирь объявляет Снегурочку своей женой, но вот, луч солнца прорезает лес и «она тает как вешний снег».

Образ Снегурочки это настоящая «русская душа», для которой напряжение сил жизни важнее размеренного существования, для которой трагедия – единственно возможное решение. Жертва любви становится спасением для «общего блага», продолжения коллективного существования. Через судьбу Снегурочки происходит установление рокового, космического порядка, где каждому явлению установлено своё время.

Постановка поражает масштабными декорациями. Многометровые «вековые деревья», монументальные интерьеры, возможности крутящейся сцены подчеркивают широту взгляда режиссёра, который показывает нам героев «вписанными» в этот мир бескрайних широт обитателей среднерусской равнины.

При чем, киноопера смотрится возможно даже выигрышнее: ведь благодаря крупным планам зритель может оценить эмоции героев. К слову, актерская сторона исполнителей была на высоте: они мастерски справлялись с довольно неоднозначной трактовкой режиссёра, а апофеозом каждого акта становились истерические всплески в размеренном поведении Снегурочки, что выглядело довольно новаторским режиссёрским ходом.

Заключить можно тем, что киноопера однозначно стоит того, чтобы сходить. Огромный экран Ленинград-центра создает впечатление «полного присутствия», так что в финале в зале были бурные аплодисменты.

 

Добавить комментарий