«Довлатов» Алексея Германа-младшего выходит в широкий прокат… на 4 дня!

Алексей Герман-младший решился на оригинальный и рискованный шаг, чтобы подстегнуть интерес зрителя: его новый фильм о писателе Сергее Довлатове будет идти в прокате лишь с 1 по 4 марта. Похоже, шалость удалась. Билеты раскупают заранее, а немногие счастливчики, которые уже посмотрели фильм на различных пресс- и предпоказах, гордо делятся эксклюзивными первыми впечатлениями. Нам также удалось посетить пресс-показ на Ленфильме, где прошла часть съемок. Сам режиссер должен был его представить, но не смог приехать из-за подготовки к Берлинале. Так что некоторые возникшие вопросы остались без ответа. Но мы все же постараемся рассказать, почему «Довлатов» Германа-младшего может вам не понравиться, но вы все же должны его посмотреть!У каждого свой Довлатов. Писатель, всю жизнь боровшийся за право быть напечатанным, как это часто бывает, заслужил народную любовь лишь после своей смерти. Его книгу можно открыть на любой странице и – пропасть. Отточенность стиля, интимность повествования, кажущаяся простота и уязвимость лирического героя, всегда готового посмеяться над собой, моментально завоевывают сердце читателя. Неважно, что это будет: «Зона», «Заповедник», «Соло на Ундервуде», «Компромисс», «Наши»… Каждый сможет найти личную связь с книгой и ее автором, поскольку его насущные проблемы – это наши проблемы: непонимание, необходимость выполнять нелюбимую работу, лицемерие, глупость, нереализованные амбиции, невозможность быть вместе с любимым человеком. И поэтому у каждого свой Довлатов.Бродскому повезло больше, если говоря о трагической судьбе двух этих творцов вообще можно заикаться о везении. После Бродского остались не только тексты: есть фильмы с его участием, аудиозаписи. Мы знаем его голос, манеру, тембр, интонации, мимику, жесты. И поэтому создать приемлемый для большинства образ Бродского проще, чем создать образ Довлатова. Ведь его голос звучит лишь у нас в голове. Его голос – это наш голос. Его интонации – это наши интонации. И поэтому, если писатель вам близок, фильм Алексея Германа-младшего может вам не понравиться, ведь вы можете не найти там своего Довлатова. Это нужно понять и принять прежде, чем приступать к просмотру и разбору картины.Итак, 1971 год, шесть дней из жизни Довлатова накануне эмиграции Иосифа Бродского… Сергей Довлатов в исполнении сербского актера Милана Марича, внешне похожего на писателя, бродит по городу, то оказываясь в редакции газеты, находя там окровавленный труп своего коллеги по перу, покончившего жизнь самоубийством из-за того, что его не печатают, то спускаясь в тоннель строящейся ветки метрополитена, где находят десятки трупов убитых во время обстрела детей, то оказываясь свидетелем ареста своего друга фарцовщика-художника, которого насмерть сбивает машина…Чем же озабочен наш герой? Что тревожит его чувствительное естество писателя? Он должен уболтать метростроевца-поэта Кузнецова, который перестал писать стихи из-за измены любимой женщины, дать интервью для газеты. Хотя на самом деле Довлатова интересует не интервью, а французский коньяк, который есть у поэта и который необходим Довлатову, чтобы попасть на вечеринку на некой даче, где некий важный человек, любитель коньяка, сможет помочь ему попасть в союз писателей. Внимание, спойлер. Важный человек оказывается проктологом, лечащим «нужных людей». То есть главная шутка в фильме буквально в том, что в Союз Писателей диссидент можно попасть лишь, простите, но иначе не скажешь, через *адницу! Что ж, как говорит Довлатов из фильма: «талантливый и успешный – перпендикулярные понятия»…- Ты хочешь такую куклу?- Нет, папа. У тебя нет денег. Хотя мама говорит, что ты совсем не жалкий. Просто очень нежный.

Диалог Довлатова с дочерью из фильма.

Еще один квест для героя: поиски ростовой немецкой куклы. На протяжении всего фильма он будет спрашивать о том, где ее купить, или будет пытаться занять денег у случайных людей. При этом никто не дает ему ответа, но Довлатов откуда-то знает, что ему нужно занять именно 25 рублей. Эта сюжетная линия ничем не заканчивается и нужна, очевидно, чтобы рассказать о важности семьи для писателя.А еще – для подкрепления его связи с тем самым фарцовщиком- художником Давидом, которого играет Козловский… И, ей богу, Козловский старается играть, но увидеть в плейбое бедного, отчаявшегося художника – очень тяжело.Другое дело – поэт-метростроевец. Пожалуй, Кузнецов, роль которого играет Антон Шагин, самый убедительный, правдивый персонаж, в чью историю и отчаяние веришь.Также доверие зрителя завоевывает Артур Бесчастный, во второй раз сыгравший Иосифа Бродского. Ему удается очень убедительно воссоздавать манеру речи поэта.А еще Довлатову снятся сны. То Брежнев предлагает ему соавторство, то он оказывается в «Зоне» среди зеков, где встречает своего бывшего командира. Они ведут диалог о том, что в «Зоне» хотелось на волю, а на воле – хочется вернуться в «Зону». Внезапно с заднего плана к Довлатову подходит фигура и радостно провозглашает: «А помнишь, я тебе говорил, что настоящий Эстонец должен жить в Канаде?» Конечно, мы сразу узнаем рядового Пахапиля! И понимаем, что это, видимо, намек на неизбежную эмиграцию… Но сама сцена, пожалуй, самая неорганичная во всем фильме.И если теперь вы задаетесь вопросом, а где же среди всего этого близкий нам ироничный, обаятельный, находчивый писатель Довлатов, так хорошо знакомый нам по своим биографичным искренним рассказам, то он присутствует в фильме в виде цитат, но, на самом деле, Довлатов - лишь символ эпохи, собирательный образ всех тех творческих людей, которых перемолол советский строй.«Меня и моих друзей писателей не печатают ни в одном издательстве. Во всяком случае, не печатают то, что написано искренне и всерьез. А если в СССР тебя не публикуют и ты не член Союза Советских писателей, то тебя не существует. Тебя нет»,

- говорит Довлатов из фильма.

Бродский уезжает, Кузнецов пьет, фарцовщик борется с системой как может и гибнет, Довлатов, по собственному признанию, «сходит с ума» - все из-за невозможности быть опубликованным, услышанным, честным. Эта проблема объединяет всех героев картины. Это проблема объединяет их с нами.«Довлатов» - единственный русский фильм, участвовавший в конкурсе Берлинского кинофестиваля, получил Серебряного Медведя за выдающиеся художественные достижения. Вернее, его получила художник по костюмам Елена Окопная. Что неудивительно, ведь в многочисленных интервью создатели фильма неоднократно подчеркивали с какой кропотливостью воссоздавали костюмы и интерьеры «конца прекрасной эпохи».Фильм «Довлатов» создает не портрет писателя Довлатова, а портрет эпохи. Портрет подробный, детальный и честный. Сейчас, когда миф о советской утопии крепнет с каждым днем, создание фильма о тотальной несправедливости, отчаянии и жестокости того времени, страхе системы перед словом – смелый шаг. И поэтому вы должны его посмотреть. Да, возможно, вы не найдете там именно того Довлатова, чей голос звучит у вас в голове, но вместе с героями фильма вы за пару часов пройдете через то, с чем ежедневно приходилось сталкиваться всем, чьи книги не печатали, а выставки запрещали.

Текст: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения