Вы здесь
Главная > Музыка > “Желтые звезды” в филармонии им. Шостаковича

“Желтые звезды” в филармонии им. Шостаковича

Концерт «Желтые звезды» в рамках недели памяти жертв Холокоста состоялся в Петербургской филармонии им. Шостаковича 16 января. Мероприятия в память об общечеловеческой трагедии проходят по всему миру. Их кульминацией станет 27 января, в этот день в 1945 году советскими войсками был освобождён Освенцим.

В 2016 году в стенах Филармонии впервые прозвучало произведение Исаака Шварца «Жёлтые звёзды», посвященное Холокосту. Оно дало название и заложило традицию ежегодных концертов памяти. В разные годы в мероприятии принимали участие народная артистка Чулпан Хаматова, кларнетист Юлиан Милкис, скрипач Александр Кулицкий и многие другие.

Режиссером проекта выступил Валерий Галендеев, профессор Санкт-Петербургской Академии театрального искусства, а художником по свету –  лауреат многих театральных премий Глеб Фильштинский.

Открыла концерт несравненная Ксения Раппопорт, прочитавшая отрывок из книги Паула Гласера «Танцующая в Аушвице» – с надрывом, болью и слезами, словно проживая жизнь молодой девушки Розы, столкнувшейся с нечеловеческими страданиями. Книга была написана Паулом по дневникам и письмам своей тёти, которую он  ранее никогда не видел. Всю жизнь он жил, не подозревая о своём происхождении.. Лишь увидев на экскурсии в Аушвице чемодан со своей фамилией и начав расспрашивать отца, он узнал ужасную правду о прошлом своей семьи, но решил не молчать о ней, как отец, а восстановить историю жизни женщины, сильной и стойкой, которая сумела выжить несмотря ни на что. «Просто одни хотят об этом рассказывать, кричать во весь голос, а другие хотят похоронить своё прошлое в глубоком молчании» – так объясняет Гласер поступок своей семьи, отгородившейся от трагедии.

Роза Гласер, несмотря на весь пережитый ужас, смогла сохранить жажду жизни и оптимизм. Как? Создав невидимую броню, заперев чувства на замок  и представляя, что всё это происходит не с ней, а её главная задача здесь и сейчас единственная – выжить. Она живёт в бараке, больше напоминающем хлев, теряет мать, работает на своих врагов (даже делая карьеру  – став секретаршей начальника лагеря), провожает на казнь несчастных и перетаскивает их трупы в крематорий… её подруга сходит с ума через 4 дня. Но Роза выдержит всё: «Меня Вы не получите!» Стойкости, силе духа и отваге этой женщины можно только восхищаться. И как тут не вспомнить строки Анны Ахматовой:

«У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить»

Ксении Раппопорт аккомпанировала известная пианистка Полина Осетинская – прозвучали трагическая «Лирическая музыка» Антона Батагова, «Прелюдия» Баха-Зилоти.  А в исполнении юного дарования – Алисы Садиковой, словно ангела в белом одеянии, впорхнувшей на сцену –  зрители услышали тонкую и лиричную «Разлуку» Глинки, исполненную на самом изящном и женственном инструменте – арфе. Свет в Филармонии то угасал во время чтения отрывков из книги, то наполнял зал теплом, словно возвращая к жизни из мрака.

Среди зрителей отрадно было наблюдать и молодёжь, возможно, пришедшую почтить память ушедших когда-то предков, и бабушек, смахивающих украдкой слезу, и мужчин в кипах, знакомящихся и общающихся в антракте. Подобные мероприятия – повод вспомнить и не забывать о трагичных страницах в истории, дабы не повторять подобные ошибки в будущем.

Кульминацией вечера стала симфоническая поэма «Стикс» Гии Канчели в исполнении Академического симфонического оркестра филармонии и Концертного хора Санкт-Петербургского государственного института культуры  и альтиста с мировым именем Максима Рысанова под управлением Владимира Альтшулера.

Это многоуровневое произведение – реквием, полный скорби и тоски, прекрасный и торжественный, вобравший в себя, словно калейдоскоп, сотни названий произведений (грузинского фольклора), церквей, имён (погибших друзей и родных композитора). «Хор прикасается ко Всевышнему. Оркестр – из нашего мира. И между ними протянут, как мост, альтовый смычок».

Самое сильное впечатление – в постепенном нагнетании, когда хор, увеличивая темп и  добравшись до кульминации, внезапно, будто падая вниз, останавливается – словно обрывается чья-то жизнь… звенящая тишина.. и только чуть слышно всхлипывает альт, будто биение сердца…

Текст: Наталья Стародубцева

Фотографии предоставлены организатором

comments powered by HyperComments