Вы здесь
Главная > Театр > Митина #нелюбовь

Митина #нелюбовь

28 января в Театре «На Литейном» обсуждались непростые вопросы сущности любви. Поводом к дискуссии послужила повесть Ивана Бунина «Митина любовь». Свое видение истории первой страсти и любовных мук юного барина предложил режиссер Андрей Сидельников.

По задумке режиссера на сцене была возведена двухэтажная конструкция из полупрозрачных окон-дверей. Актер Сергей Азеев продемонстрировал образ юного влюбленного, очень похожий на тот, который описан у Бунина. Его Митя – худой, высокий, немного нескладный, он то взлетает в воздух от переполняющих его чувств, то терзается ревностью, как настоящий Отелло, то, свернувшись в позе ребенка, рьяно придается всем мукам, которые выпали на его долю.

Вокруг Мити кружатся тонкие, нежные и соблазнительные девушки, глядя на которых он и задается вопросами любви. Что это? Мука, ревность, страсть или вообще все сущее? Митя влюблен в молодую студентку Катю – актрису в кружевном платье с вечно развязывающимся бантом. Роль Кати сыграла Варвара Щербакова. Пока Митя страдает, Катя учится у эффектной Изольды Тихоновны и любителя заигрывать с молодыми девушками – директора театральной школы.

В постановке Андрея Сидельникова, несмотря на всю серьезность произведения Бунина, есть гротеск и много комического. Например, крики и танцы актрис, диалоги Мити с другом Протасовым, который то снимает себя на видеокамеру, то читает рэп.

Есть и работа с залом. Когда идет экзамен в театральной школе, зрителям предлагают посмотреть именно «Митину любовь» Бунина, причем без антракта и возвращения потраченных на билет средств. Хотя, судя по реакции зрителей, требовать деньги никто и не собирался. Потому что спектакль получился динамичным и живым. И дело не только в том, что за редким исключением он идет под живую музыку, которая исполняется на фортепиано, или волнующие и летние трели соловья. И даже не в зажигательных танцах красивых актрис. И не в интересных спецэффектах, благодаря которым не только персонажи повести, но и тени живут своей собственной жизнью, а на сцене в момент высшей точки накала страстей аккомпанементом к чувствам героя гремит и сверкает гроза. Интереснее всего было то, как менялись главные герои. Катя теряла свои банты, а Митя вслед за открывающимися и исчезающими окнами открывал глаза и пробуждался от собственных иллюзий.

К сожалению, момент пробуждения иногда оказывается настолько болезненным, что не все способны его выдержать и успешно пройти трансформацию из куколки в бабочку. В образе чувствительного и мечтательного Мити Бунин показал то, насколько велика власть любви над человеком. Мите хочется сопереживать, несмотря на то, что история о нем была создана в 1924 г., тогда, когда еще не вышла из моды меланхолия, а оптимизм не стал таким популярным, как сегодня.

Тем не менее, связь времен явно ощущается в течение всего спектакля. Например, в те моменты, когда в постановке проявляются аллюзии к фильму «Я шагаю по Москве» или Протасов предлагает посмотреть кино.

Также интересно, как в спектакле удалось сохранить то, что по мнению критиков, всегда было лучшим в прозе Бунина – его язык. Кроме диалогов, актеры озвучивают и слова автора. Не только благодаря красивой стилистике повесть “Митина любовь” стала считаться классикой литературы. Реалист Бунин очень тонко и психологически верно показал трагедию человеческого духа через ревность, отчаяние, безволие, падение и самонаказание. В Театре «На Литейном» обошлись с текстом максимально бережно, сохранив самые значимые для передачи общей идеи моменты.

О любви немало песен сложено. «Митина любовь» – драматичная и болезненная. И все же в последней минуте спектакля воспарившей бабочкой остается легкий намек на многоточие, в возможность которого все-таки хочется верить даже после внезапной и трагической развязки.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа

comments powered by HyperComments