Вы здесь
Главная > Кино > Искусство создано не для того, чтобы украшать квартиры

Искусство создано не для того, чтобы украшать квартиры

С 30 ноября по 3 декабря в кинотеатре «Аврора» проходил диалог двух культур о социализме и холокосте, успехе и силе, искусстве и любви. Речь о таких непростых темах шла на самом современном и популярном из лингвистических средств международной коммуникации – киноязыке. Уже в 14 — й раз лучшие фильмы современного кинематографа Германии демонстрировались в Петербурге под комментарии в форме вопросов и ответов кинокритика и консультанта фестиваля Немецкого кино в Санкт-Петербурге Ксении Реутовой и кинокритика, члена совета Ассоциации немецкой критики Фредерика Йедера.

Открытием фестиваля стала семейная сага писателя Ойгена Руге «Когда убывает день». В этой картине режиссера Матти Гешоннека действие происходит в Восточном Берлине в 1989 году. Историк Курт Умницер приходит к сыну, который бросил жену, ребенка и диссертацию. Молодой человек не только не собирается возвращаться к предыдущей жизни, но и сбегает в ФРГ. Фильм был номинирован на премию Немецкой киноакадемии за лучшую мужскую роль.

Во второй день фестиваля зрители увидели сразу два фильма. Сначала трагикомедию «Вчерашний расцвет» режиссера Криса Крауса, которая состоит из открытых вопросов. Один из основных – можно ли снять комедию дель арте на тему холокоста.

Главный герой фильма – историк Тотила Блюмен настолько чувствует себя виноватым за то, что его дед был нацистом, что много лет посвятил изучению истории, организует конгресс по Освенциму и параллельно испытывает неконтролируемые вспышки агрессии. Он не может выстроить гармоничные отношения ни с женой, ни с коллегами, пока в его жизни не появляется юная французская практикантка Зази. Девушка также эмоционально неустойчива, но истоки ее проблемы противоположны. Бабушка Зази погибла в газовой камере. Несомненный плюс фильма – операторская работа, в которой интересен выбор ракурсов и вращательные движения камеры, а также контрастные цвета – например, взаимодействие оттенков красного и зеленого в сцене на кладбище в Риге. Другой приятный момент – музыка. Что же касается комичности сюжета, то это субъективно. Не просто так на создание фильма было сложно достать финансирование. И, несмотря на то, что создатели фильма шутят скорее над темой смерти, чем над Холокостом, фильм получился неоднозначный. Он не похож на другие картины, такие как «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, «Список Шиндлера» или «Яков – лжец» с прямолинейным разделением на «плохое» и «хорошее». Скорее, учитывая психологизм диалогов и взаимоотношения персонажей в духе передающейся от предков к потомкам связи — «жертва – преследователь», вспоминается «Ночной портье» Лилианы Кавани или современные комедии, вроде «Прочисть мозги» или «Солино».

Следующим показом фестиваля стала документальная картина режиссера Андреса Вайеля о философе, скульпторе и художнике Йозефе Бойсе «Бойс». Фильм – участник конкурсной программы Берлинского кинофестиваля в форме черно-белой хроники, фотографий, киноленты и съемки в цвете повествует об одном из основоположников современного искусства перформанса. Бойс создавал скульптуры из войлока и жира, заявлял, что не считает себя художником, при том, что художником может считаться каждый, и давал отпор критикам своими необычными выступлениями. Например, широко известно его выступление, когда он ходил по залу с мертвым зайцем, постоянно делая вид, что пытается объяснить ему, что такое искусство. Когда Бойса пригласили в Америку, он устроил шаманское шоу с койотом. Кроме того, художник организовал проект «7000 дубов», в ходе которого люди, как и следует из названия, сажали дубы. А потом примкнул к зеленым и даже баллотировался в бундестаг. Хорошо известен его манифест, что до конца капитализма осталось 2272 дня. Кто-то считал Бойса сумасшедшим, а кто-то наоборот – первым разумным. Он же верил, что сумеет расширить сознание людей, а также в то, что все может стать искусством. Пикассо говорил, что «искусство создано не для того, чтобы украшать квартиры». Так и работы Бойса были созданы не ради восхваления эстетики, а для того, чтобы спровоцировать. Специальным гостем показа стал продюсер, председатель правления Немецкой киноакадемии с 2009 по 2015 гг., режиссер документальных фильмов «Моя война» и «Блокада» Томас Куфус.

Третий день фестиваля был самым насыщенным. Зрители увидели картину – участника Берлинского кинофестиваля «Молодой Карл Маркс». Режиссер фильма Рауль Пек известен по таким фильмам, как «Однажды в апреле», «Лумумба» и «Я вам не негр». Его байопик о родоначальнике коммунизма представляет собой интересную динамичную историю с красивыми пейзажами и приятной музыкой. Маркс и Энгельс превращаются из политизированных символов в обычных людей, которые могут ошибаться, выпивать, дружить и влюбляться. Также настоящими проучились и их спутницы – заботливая Дженни и страстная, вспыльчивая Мэри.

В семидесятые, если вы хотели быть приняты в приличное общество, знать работы Маркса было обязательно. И до сих пор в Германии есть улицы Карла Маркса. Поэтому в актуальности фильма сомневаться не приходится. Еще более актуален следующий фильм фестиваля — «Кастинг». Представлять фильм приехал сам режиссер Николас Вакербарт. «Кастинг» — фильм-импровизация, снятый на ручную камеру практически без сценария за двадцать один день. У Николаса были только планы сцен и опыт работы на телевидении. Весь текст был создан прямо на съемочной площадке. Результатом импровизации стала история подбора актрисы и актера для римейка фильма «Горькие слезы Петры фон Кант» культового немецкого режиссера Вернера Фасбиндера. Главная героиня фильма — режиссер Вера – властная женщина, которая устроила кастинг для актрис пожилого возраста. Их партнером по кастингу стал Гервин, образ которого, во многом, по признанию Николаса Вакербарта, списан с него самого.

Характеры женщин еще более старшего возраста, а также возможность их сексуального раскрепощения, рассмотрела гостья фестиваля Фрэнси Фабритц. В своей второй короткометражной работе студентка киноакадемии рассказала о двух женщинах, которые открыли в себе новые пристрастия, застряв в лифте. Фрэнси Фабритц частично по-русски, частично по-немецки поделилась своим опытом и ответила на вопросы касательно создания фильма. Кроме ее довольно провокационной работы «Этаж Икс», в альманахе короткометражных работ «Next Generation Short Tiger» были показаны следующие фильмы: кукольный печальный мультфильм «Айни – мои вторые глаза», забавные мультфильмы о хамелеоне и наэлектризованных пушистых существах – «Наша чудесная природа – Хамелеон обыкновенный» и «Сияние», история о циничной дочке владельца стриптиз клуба «Карманные деньги», добрая и красивая сказка об отце и дочери, мечтающих полететь на луну «Путешествие на Луну», оригинальная и смешная детективная зарисовка «Санта-Мария», трогательная история о любви и заботе пожилой женщины, ухаживающей за инвалидом «Господин и госпожа Мюллеры», чувственная и забавная танцевальная зарисовка «Близость», фильмы, посвященные проблемам беженцев «Кровь, увиденная нами» и «Обмен мнениями».

Четвертый день фестиваля начался с фильма, который критики Германии считают лучшим фильмом года – драмы «Вестерн» Валеска Гризебаха. Фильм – участник программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, участник международных кинофестивалей в Карловых Варах, Торонто, Лондоне, Вене и Сараево. Действие картины происходит в Болгарии. Возле небольшой деревни группа немцев занимается строительством гидроэлектростанции. Чувствуется высокомерие немцев, которые открыто говорят, что словно оказались в прошлом. Завязкой служит то, что один из них наносит обиду местной девушке. У него возникает конфликт не только с местными, но и с собственным коллегой, который наоборот старается подружиться с болгарами.

Противостояние двух мужских архетипов: вспыльчивого спокойному, их борьба за лидерство, коня и девушку, месть друг другу, проявления насилия, чтобы вызвать уважение, по сути, составляют основную сюжетную линию. Здесь нет четкого разделения на черное и белое. Никто не безгрешен. В ходе столкновения двух культур реализуются аспекты успешной и безуспешной коммуникации под лозунгом
«побеждает сильнейший». Отдельно хочется отметить красивые пейзажи Болгарии и естественность актеров. В фильме снимались исключительно любители. Причем исполнитель главной роли был найден за шесть лет до начала съемок. Во время обсуждения после просмотра одна из зрительниц призналась, что она из Болгарии и там все действительно происходит именно так, как было показано в фильме.

Заключительным показом фестиваля стал фильм, кадр из которого был на всех рекламных постерах – «Возвращение в Монток» Фолькера Шлендорфа. Известный немецкий режиссер — ярчайший представитель 70-х, который прославился своими литературными экранизациями и политическими картинами, такими как «Молодой Терлесс», «Смерть коммивояжера» и «Жестяной барабан», в этот раз удивил публику тем, что, как он признался в интервью, устав разбираться в мире и его устройстве, он хочет теперь разобраться в себе с помощью этого фильма. На постере фестиваля актриса, исполнившая главную роль — Нина Хосс, ранее снимавшаяся в таких фильмах, как «Белая масаи», «Вкус ночи» и «Элементарные частицы». В этом фильме она — женщина – мечта писателя Макса Зорна, которого сыграл знаменитый шведский актер Стеллан Скарсгард («Возмездие», «Мстители», «Mamma mia!»). Создавая этот фильм, Шлендорф вдохновился романом своего близкого друга швейцарца Макса Фриша, и в сюжет встроил собственные воспоминания. Его Макс «не дерево». У него «нет корней». Он учит наизусть отрывок из Платона, чтобы покорить своего отца, но узнает, что отец уже знает этот отрывок в оригинале. А затем он отправляется в «Монток», и это не просто красивое место, а символ, много раз показанный в кино и воспетый в песнях. К путеводному маяку Монтока устремляется писатель с женщиной, которой он посвятил свою книгу, чтобы встретиться с призраками прошлого.

С фильмом связано также несколько интересных моментов. Например, съемки маяка, морских пейзажей и видов города проходили в США. А интерьеры снимали в Германии. Сопродюсером фильма выступил известный немецкий актер Тиль Швайгер («Красавчик», «Ангел – хранитель»). И наконец, после показа на фестивале фильм раскритиковали за то, что женские персонажи слишком сильно влюблены в главного героя, и посвящают ему слишком большую часть своей жизни, что в современном обществе совсем не допустимо.

Что допустимо, а что нет, а также стоит эти фильмы критиковать, или наоборот – лучше ими восхищаться, решать зрителям, которым еще не раз представится такая возможность. В завершении фестиваля директор организатора фестиваля — Гете-Института пообещал, что этот фестиваль не последний, и зрители Санкт-Петербурга еще не раз смогут оценить современное кино страны подарившей миру таких замечательных режиссеров, как Эрнст Любич, Лени Рифеншталь, Вернер Херцог, Вим Вендерс и многих других.

comments powered by HyperComments