Вы здесь
Главная > Музыка > Dale Cooper Quartet: темный джаз, мрачный джаз

Dale Cooper Quartet: темный джаз, мрачный джаз

Мастера французского дарк-джаза «Dale Cooper Quartet & The Dictaphones» представили свой новый альбом «Astrild Astrild» в клубе «The Place» 1 декабря.

Все случилось само собой. Музыканты собрались на фестивале импровизационной музыки в Бресте и решили поиграть что-то медленное. Выбор естественным образом пал на джаз. А уже получившаяся в результате музыка у самих исполнителей вызвала ассоциации с фильмами Дэвида Линча и музыкой Анджело Бадаламенти, и возникло название «Dale Cooper Quartet». Приставка  «The Dictaphones» отсылает к прямому использованию музыкантами записей, проигрываемых с диктофона, а также намекает, что к основному костяку группы нередко присоединяются другие музыканты и вокалисты.

Случайность? Судьба? Решайте сами.  Результатом одного импровизационного вечара стал альбом «Parole de Navarre», записанный за одну ночь. Следующий альбом «Metamanoir» стал ближе к кул-джаза, и к музыкантам присоединилась вокалистка Гель Керриен, известная меломанам своим участием в записи двух альбомов Янна Тьерсена. В записи альбома «Quatorze Pièces De Menace» принимала участие уже дочь самого Дэвида Линча. Свой первый альбом «Квартет Дэйла Купера» выпустил в 2003 году, а активно гастролировать группа начала в 2010 благодаря заинтересованности лейбла Denovali.

Постоянные участники группы, состоящие в квартете с первого дня, это гитаристы Кристоф Мевель и Янник Мартин и отвечающий за саундскейпы Гаэль Луазон. Саксофонисты в группе менялись. Сейчас это Кристиан Кэппи, который играет в группе уже семь лет. Группа сотрудничает с разными вокалистами, последние годы чаще всего с квартетом работает Ронан Мак Эрлейн. Участники кварта не склонны навешивать на себя ярлыки и причислять свою музыку к каким-то жанрам. Они просто играют то, что им нравится.

«Dale Cooper Quartet» — это всегда импровизация. Не важно, записывают ли они студийную версию композиции или играют живой концерт. Таким образом, и звучание знакомых композиций подготовленным слушателям оказалось в новинку, хотя некоторые мелодии публика приветствовала с особенным воодушевлением.

Два цвета: красный и синий скупо освещали сцену и музыкантов, пока под нарастающий шум сэмплов пробуждался голос саксофона, поддерживаемый двумя электрогитарами с бесчисленным ворохом примочек. Саксофон не спешил. Казалось, между первой фразой и началом концерта прошла целая вечность или, по крайней мере, десять-пятнадцать минут. Время от времени саксофон замолкал и уступал место вокалисту, бросавшему в микрофон несколько скупых фраз. Народ безмолвствовал.

Музыка «Dale Cooper Quartet» особенно хороша для прослушивания в одиночестве, в темноте и тишине. Сами музыканты признаются, что любят записывать свои композиции по ночам, когда ничто не отвлекает. Под их медитативную музыку совершенно не хотелось стоять в душном клубе, особенно из-за дыма, валившего со сцены и еще сильней затруднявшего дыхание. Да и фырканье дым-машины, регулярно прорывавшееся сквозь звучание музыки, порядком раздражало. Но и не стоять там было немыслимо. Впрочем, можно было представить, что это не дым-машина пыхтит, а шипит некий промышленный постапокалипсический монстр, что вполне вписывалось в мрачную эстетику квартета.

Музыканты играли около полутора часов без перерыва, время от времени приседая на корточки, чтобы утереть пот или попить воды. Счастливчики из числа слушателей, которым удалось пробиться к правой части сцены, могли наблюдать, как один из гитаристов извлекал из своего инструмента звуки с помощью отвертки или смычка. Музыка не успела смолкнуть, как зал разразился бурей оваций, благодаря исполнителей за их труд. Те помахали в ответ и молча покинули сцену, а окрыленные слушатели устремились к прилавку с дисками, пластинками и даже кассетами.

Текст и фото: Александр Шек

comments powered by HyperComments