Вы здесь
Главная > Театр > «Циники» в тумане

«Циники» в тумане

Стихи и прозу имажинистов вспоминали в «Комнате 91» театра «Балтийский дом» 9 декабря. Социально-художественный театр предложил свое видение романа лучшего друга Сергея Есенина Анатолия Мариенгофа «Циники».

«Одно из самых новаторских произведений в русской литературе века», – как Иосиф Бродский назвал этот роман, в прочтении режиссера и художественного руководителя театра Ларисы Вячеславовны Грачевой, зазвучало более чем современно, несмотря на то, что было написано в 1928 г.

Новости начала двадцатого века перемешаны с сегодняшними в одном предложении, напечатанном на стене в социальной сети. Ольга и Владимир в черно-красном танцуют под электрогитару, ударные и песни камерного хора “Lauda”, среди которых и советский марш, и католические духовные произведения. И все это динамически развивающееся действо происходит в постоянно генерируемом тумане.

Созданное туманом и музыкальным сочетанием разных стилей ощущение иллюзорности еще более усиливается отражением в зеркалах, которые висят напротив зрительного зала. Театр и сам по себе – способ отражения реальности. А с такими декорациями рождается двойное зазеркалье, в котором воссоздается сюжет романа о безумии послевоенного времени, где цинизм – скорее психологическая защита, чем основная черта поколения.

Ольга Константиновна (Анна Дразнина) постоянно находится на пике эмоций. В фильме Дмитрия Месхиева «Циники», где эту роль исполнила Ингеборга Дапкунайте, нет такого накала страстей. Здесь Ольга практически «Венера в мехах», упивающаяся своей властью над мужчинами. Вот героиня, вроде бы по-детски скуксившись, переживает, что в Советском Союзе не будет мороженого или французской краски для губ, как вдруг, сменив амплуа, она в коротких шортах оседлала Докучаева и хлещет его по бокам.

Именно Докучаев (Андрей Шаповал) докучает всем вокруг тем, что по-настоящему позволил себе потерять человеческий облик, погрузившись в пучину цинизма и равнодушия с головой. Он не верит ни в любовь, ни в счастье, в отличие от вполне человечного и вызывающего сострадание Владимира (Костя Федин). Для него наоборот – все чепуха, кроме его любви, о которой он хочет мечтать и говорить, «пуская пузырики». Его невозможно не любить, и Ольга признается, что «думала, что вышла замуж по расчету, а, оказалось, по любви».

Любовь, однако, не мешает ее роману с братом Владимира – Сергеем. Его образ получился у Сергея Липовского очень идеологически вдохновленным и романтически соблазнительным. Так, танец Сергея и Ольги под ритм ударных добавил спектаклю, в котором поднято немало тяжелых тем, особое очарование.

Но очарование оказалось недолгим. Как бы ни было «ужасно иметь мужем пензенского кавалера», а жить в эпоху, когда люди умирают от холода и голода, теряя окончательно человеческий облик – может для многих превратиться в настоящий кошмар. Современные танцы с речитативом в духе «Кислорода» Ивана Вырыпаева перемежаются с видео Владимира Тынинского, где среди подворотен Петербурга кружится девушка в каком-то то ли ритуальном, то ли полубезумном состоянии.

Все справляются с происходящим вокруг кто как может. Сергей пытается любить всех и быть счастливым, несмотря ни на что. Владимир сбегает к более понятной Марфуше (Ксения Мусатенко), умеющей сидеть в сторонке в наушниках, не требуя такого особого внимания к своей персоне, как Ольга, которая в какой-то момент окончательно теряет связь с реальностью и саму себя.

Роман Анатолия Мариенгофа был «проблемным» с самого начала. Он ждал своего часа 60 лет. Его опубликовали только в 1988 г. Кроме того, Мариенгоф написал «Роман без вранья» о своей дружбе с Сергеем Есениным. Без вранья же он старался писать и «Циников», которые формой напоминают сценарий из художественных и документальных кадров, а бесстрастными диалогами отдают дань имажинизму, который Мариенгоф придумал вместе с Есениным. «Циники» – оригинальное, шокирующее откровение, в котором есть место и абсурду, и гротеску, и модернизму.

В Социально-художественном театре не только не боятся откровений и «проблемных» тем, а наоборот ищут их. Лариса Вячеславовна Грачева работала в Институте мозга человека им. Н. П. Бехтеревой Российской академии наук, где проводились исследования влияния актерского тренинга на человека. Эти тренинги стали «терапией для души» пациентов реабилитационных центров – людей с наркозависимостью. Так возник Социально-художественный театр. Следующий крупный проект, “Зеркало”, будет посвящен детским домам и приютам. Там будут участвовать дети.

Текст: Инна Зайцева

comments powered by HyperComments