Чёрная комедия Скандинавии 

Фестиваль короткого метра Nordic shorts состоялся на киностудии Лендок 8 декабря. Петербуржцам показали шесть игровых комедийных короткометражек, которые, по мнению кураторов, самым лучшим образом представляют скандинавскую идентичность.
Первый фильм финского режиссёра Антти Хайкке Песонен под названием «Злой хомячок» рассказал о Томи, который по заветам Бродского и хикки нашей эпохи лишний раз не покидает свою комнату. Однако в жизнь молодого человека активно вмешивается мама, через образ которой режиссер подчеркивает одиночество Томи. Концовка фильма своей неожиданностью раскрывает экзистенциальную суть жизни скандинава: встретившись в прачечной с извращенцем-фетишистом, Томи вместо полиции предлагает ему чашку кофе, ведь Финляндия – первая страна в мире по уровню употребления кофе на душу населения.
Норвежская короткометражка «Сам заварил кашу, сам и расхлебывай» Александра Цварта уже своим названием-поговоркой определяет “народный” сюжет фильма. Ясновидец, из-за ошибки которого теряет смысл существования старый фермер, поднимает не только психологические, но и социальные темы упадка фермерства. Старик Кнут предпочитает похоронить себя в собственном доме, где уже приготовил себе “погребальный костёр”. Кадр “дом-гроб” декадентски отсылает нас к картинам прерафаэлитов, эстетизируя пародоксальный юмор ситуации.
Неоднозначный метр финского режиссёра Тимму Никки «Полено» усиливает тему чёрного юмора скобрезным характером сюжета: действие разворачивается вокруг размеров частей тела, демонстрирующихся в постельных сценах.
Зато «Пустой разговор» Эвен Хафнор и Лисы Брук Хансен, напротив, поднимает остросоциальные вопросы эвтаназии и общего «обесчувствования» человека. В самый неловкий момент знакомства семьи с невесткой теряет сознание бабушка, мифологическая «мать семейства», ведь её жизнь с этого момента связанной с елкой, «которая желтеет в саду».
Фильм совместного производства Финляндии, Норвегии и Швеции «Комитет» (режиссёры Йенни Тойвонькми, Гуехильд Энгер), аллюзивно подчёркивает названием свою причастность к политической сатире. Арт-объектом, который разрабатывается для границы Финляндии, Швеции и Норвегии, внезапно оказывается абсурдный танец художника-психопата. А Союз Северных стран никак не может договориться, какой вид спорта каждая из них представляет.
Комическое измерение в кино всегда являлось наиболее выразительным художественным средством. Нам должно быть достаточно того, что комедия у изобретателей театральной традиции, древних греков появилась наряду с трагедией. В то же время, по мнению исследователя комического искусства Ю. Борева, комедия - один из непременных атрибутов искусства, а смех – эстетическая форма критики: «Чем громче смех, чем он саркастичнее, тем непримиримее критика, тем решительнее отрицание».
Ритуальный смех в первобытных общинах включал в себя отрицающие и утверждающие начала, он был устремлён к обсуждению, казни, убийству несовершенного мира. Исследователи комедии ведут этимологию этого термина от двух греческих слов: «комос» и «одэ», которые в своём соединении означают «песня комоса», а комос – шествия пирующих гуляк в честь дионисийских праздников. Именно радость, не знающая никаких запретов, находилась у истоков комедии. Рядом с ним в смехе всегда стояло критикующее, отрицающее начало.
Если вернуться к скандинавской идентичности, у нас складывается довольно неприметная картина среднего скандинава: бывший “викинг”, лежащий днями на диване, а ночами посматривающий порно, превращается в “злого хомячка”, актёр, стесняющийся сниматься в кино из-за своего «полена», ошибающийся ясновидец, или «пустой разговор» примерной европейской семьи. Все это, приправленное иронией по отношению к Союзу Северных стран в фильме «Комитет». “Подытог” скроил “карту” национальной идентичности шведов и норвежцев через абсурдисткий диалог героев.
Стоит ли говорить о силе политического высказывания режиссеров, поднимающих столь серьёзные социальные проблемы не только среднестатистического скандинава, но и европейца в целом. Кадр из фильма «Комитет», где представители Швеции, Финляндии и Норвегии в поле расходятся в три разные стороны, как лебедь, рак и щука, - пародия на ситуацию с Европейским союзом.
Истинный смех всегда современен и гуманен: он отрицает все общественно ценное в современности и отрицает все бесчеловечное. И, возможно, именно умение смеяться над собой делает “скандинавускую идентичность” настолько притягательной и необычной: ведь раскрытие социальных и политических проблем через сатиру требует мыслительного процесса, а короткометражный фильм, по мнению режиссера фильма “Злой хомячок” Антии Хайкке - “самый быстрый способ получить новый опыт”, ведь в каждом из героев зритель способен узнать не только о скандинавской действительности, но проблемы каждого из нас.
Текст: Мария Шрамова
Фотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения