Вестник «Импровизационного БАТЛа». Выпуск седьмой.«Московский Чемпионат по актерской импровизации»

«И круглый год импровизировали,импровизировали,импровизировали».

М. Буткевич «К игровому театру»

1. Осмысление.Московский Театр на Юго-Западе, где пару лет тому назад родилась театральная игра «Импровизационный БАТЛ», действительно, импровизирует с тех пор круглый год и, как бусины на нитку, нанизывает на орбиту игры все новые и новые театры.В марте 2017 года на Московском культурном форуме БАТЛ, тогда еще маленьким бумажным корабликом, выплыл из стен родного театра на «большую воду» Манежа, где впервые выступил перед тысячной аудиторией, презентуя продолжение проекта - «Театральный Чемпионат по актерской импровизации». Там его заметил Департамент культуры г. Москвы, и понеслось...«Импровизационный БАТЛ» стал победителем конкурса «Открытая сцена», получил от Департамента грант на дальнейшее развитие, а также «зеленый свет» и всеобъемлющую поддержку для организации очередного этапа - «Московского Чемпионата по актерской импровизации».У молодого организма, пусть и растущего «не по дням, а по часам» все когда-либо случается впервые. БАТЛ пока еще набирает обороты и силу-первый «домашний» турнир в своем театре, мгновенный отклик и интерес коллег по цеху - в результате — экспериментальный «Театральный Чемпионат», первая международная встреча и матч с японскими артистами, первый городской «Московский Чемпионат по актерской импровизации». Впереди маячит первый «Импровизационный БАТЛ двух столиц».Что дальше? «Посмотрим, чья театральная школа сильнее - российская или американская?»- мечтает художественный руководитель Театра на Юго-Западе Олег Леушин. К проекту, который приносит популярность и дивиденды не в последнюю очередь самому театру- прародителю, худрук тоже поначалу отнесся с опаской и недоверием: «Мы репетируем новую постановку, а там, на малой сцене, что – то происходит, какое то безобразие. Узнал, что Максим Драченин (актер Театра на Юго-Западе, автор проекта, ведущий и рефери БАТЛа) устроил некий БАТЛ и спросил: "Вам что, ребят, мало импровизации во время репетиций на нашей сцене при репертуаре в сорок с лишним спектаклей?». Однако на Юго-Западе не принято душить актерские инициативы, и трепетный росток начинания, проклюнулся сквозь подмостки и быстро убедил скептиков, что имеет не только право, но и смысл существования.Дитя любви к театру, «Импровизационный БАТЛ» растет не только вверх и вдаль, но и вглубь, обретая традиции, расширяя пространство рубрик и номинаций, становясь центром притяжения артистической Москвы. Его неожиданные шутки и меткие фразы рождаются буквально из воздуха, случайно и непредсказуемо, и разлетаются по городу и мировой паутине быстро, как свежие утренние новости.Сегодня БАТЛу рады везде. Юркими атомами он проник в души и сердца многих почитателей и создал молекулярную цепочку собственного успеха. У него есть все, что и полагается иметь оригинальному творческому почину: таланты и поклонники, театры и актеры по всей России и за границей, желающие приобщиться к игре, поддержка на федеральном уровне, фанаты и критики, а с ними - похвалы и упреки.Когда на каждом матче профессиональные арбитры - театральные педагоги, режиссеры, актеры, разбирая раунды не жалеют слов восхищения, удивления, радости, когда зрители атакуют сайт проекта вопросами - «как попасть, где достать лишний билетик?», трудно поверить в то, что кому-то БАТЛ кажется затеей беззубой, комсомольской, ребяческой, примитивной.Что же - проект рад любому случаю услышать иное мнение, что - то исправить, чем- то поступиться. Нельзя отступить только от главной идеи, которая, казалось бы, лежит на поверхности: театральной игре ни к чему зубы, она несет в мир посыл добра и культивирует самые лучшие чувства, ей хочется любви друг к другу и любви зрителей, дружбы между театрами, не соперничества, а уважения, восхищения перед талантами своих коллег, хорошего настроения. Для актеров немаловажен и момент развития, невозможность закостенеть в профессии и возможность пощекотать себе нервы, взбодриться, размяться, понять, сколько пороха в пороховницах. И всем без исключения хочется импровизации.Вот так и получается, что «Импровизационный БАТЛ» может нравиться или не нравиться, но он уже встал на ноги и он — явление. Он самобытен и не подвержен моде на БАТЛы, которая захлестнула мир, потому что родился в кулуарах театра от истоков импровизации, а не от желания вырваться вперед. Еще один кирпич в высокой и древней стене искусства, еще одна занятая ниша, еще одна идея, которая нашла свое место в свое время. Как говорит автор проекта Максим Драченин: «Предполагаю, что БАТЛ возможен всегда!Он не возможен лишь без зрителей и импровизации!».2. «Московский Чемпионат по актерской импровизации».К нему долго готовились актеры четырех известных московских театров. Тренировались, учили правила, импровизировали, тасовали составы команд, снимали видеовизитки, продумывали образы, подстраивались к репертуару, информировали болельщиков, приглашали друзей и худруков поддержать их в самый ответственный момент.Перед первой игрой - пресс-конференция, на которую пришли руководители театров, актеры, представители Департамента культуры. Было сказано много добрых и напутственных слов, возложены надежды и чаяния, обрисованы перспективы.Итак, 23 октября на старт вышел первый «Московский Чемпионат по актерской импровизации»!На основной сцене Театра на Юго-Западе отметились новички БАТЛА — команды Мастерской Петра Фоменко и Театра Романа Виктюка.За своих болели народный артист Украины, народный артист РФ, художественный руководитель Театра Романа Виктюка - Роман Виктюк и директор Мастерской Андрей Воробьев.В судейской бригаде заседали испытанные прошлыми БАТЛами арбитры – заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, профессор кафедр режиссуры и мастерства актера Михаил Скандаров, актриса театра и кино Анастасия Имамова. Впервые БАТЛ судил актер театра и кино, режиссер, сценарист, композитор, заслуженный артист РФ Борис Галкин.Все участники пришли на игру с огромным запасом храбрости и непредсказуемости. Уже разминочном «Предметном» раунде они потрясли публику силой фантазии, когда в рулетке и клюке они углядели пудреницу и шайбу, саксофон и перископ, клюшку и трубкуаквалангиста.Азартные смельчаки ловили реплики болельщиков и тут же вводили их в экспромт, увлеченно угадывали или же не угадывали слова в непростом «Немом» раунде, на орехи разделывали русскую азбуку в «Алфавитном», вдохновенно творили образы из предложенных зрителями ситуаций.Судьи в радостном, но серьезном замешательстве никак не могли определиться, кто более находчив и непредсказуем. Они отмечали несомненное актерское мастерство и профессионализм исполнителей, скорость принятия решений, и блестящее умение участников мгновенно выходить из самых сложных ситуаций и положений.Ведущий и рефери Максим Драченин впервые за историю БАТЛа искренне позавидовал оживленному «безобразию», творимому на сцене талантливыми коллегами и признался, что и сам бы с удовольствием сыграл в таком матче.Зрители веселились вовсю, пользуясь случаем стать соавторами программы. Перед началом матча публика не только задает ситуации, но и пишет существительные для «Случайного» раунда. Вот тут-то и выяснилось, что на БАТЛ приходят люди трогательные и добрые, ведь главными героями своих заданий и слов они сделали зверушек. Настоящими символами Чемпионата стали енот, хомяк- правдоруб и выхухоль.Арбитры объяснили зрителям, что свои баллы они выставляют каждый самостоятельно и независимо от другого. Только после подсчета баллов выясняется, кто же победитель, поэтому повлиять на исход матча они никак не могут и даже этому рады — так нелегко было бы сделать выбор между двумя командами.В этот вечер «госпожа удача» улыбнулась команде Мастерской Петра Фоменко, которая вышла в финал Чемпионата. Актерам из театра Романа Виктюка предстояло сыграть в финале за третье место.30 октября во вторую отборочную игру «Московского Чемпионата по актерской импровизации» вступили команды Театра имени М.Н. Ермоловой и Театра на Юго-Западе.Ермоловцев пришел поддержать народный артист РФ, художественный руководитель и директор театра Олег Меньшиков. За Юго-Запад болел Олег Леушин.К арбитрам Михаилу Скандарову и Анастасии Имамовой присоединился актёр театра и кино, народный артист РФ, профессор РАТИ (ГИТИС) Валерий Гаркалин.Командам были предложены те же раунды, что и в первой игре, но задания, конечно же, иные, наимпровизированные новыми зрителями и ведущим. В «Предметном» отлично размялись и набрали темп, как заметил Михаил Сканларов: «Сразу с места в карьер», удалой «Немой» оказался неоднозначным для судей, но веселым для зрителей. «Экспертный» этап — один из самых сложных, но артисты импровизировали с таким воодушевлением, что судьи не могли не отметить их энергию, красоту воплощения и партнерство. «Случайный» раунд позволил юго-западной команде, а точнее двум ее участникам- Веронике Саркисовой и Денису Шалаеву вовсю развернуться в предложенной ситуации о гостиничном номере, забронированном дважды. Вероятно, именно эта, мастерски разыгранная сценка, и определила судьбу встречи.И хотя судьи признавались, что от игры обеих команд получают «кайф без конца», хвалили высокий уровень импровизационного самочувствия всех актеров, в финал Чемпионата вышла команда Театра на Юго-Западе!Кульминация самого ожидаемого театрального события осени случилась 6 ноября, когда на главной сцене Мастерской Петра Фоменко в финальных сражениях за третье и первое место Чемпионата сошлись все четыре команды. Получился настоящий праздник импровизации. Смех сотрясал стены театра до поздней ночи.За своих актеров переживали художественные руководители театров - участников -Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор РАТИ (ГИТИС), художественный руководитель Мастерской Петра Фоменко Евгений Каменькович.Народный артист Украины, Народный артист РФ, художественный руководитель Театра Романа Виктюка Роман Виктюк.Заслуженный артист РФ, художественный руководитель Театра на Юго-Западе Олег Леушин.Жюри «Импровизационного БАТЛа» первого «Московского Чемпионата по актерской импровизации» пополнилось новыми судьями. К Михаилу Скандарову и Анастасии Имамовой присоединились:Актриса театра и кино, телеведущая, общественный деятель Ирина БезруковаРежиссёр театра и кино, сценарист, продюсер, художественный руководитель театра «Модерн» Юрий ГрымовЗаслуженный деятель искусств РФ, профессор и завкафедрой режиссуры Театрального института им. Б. Щукина, завкафедрой эстрады РАТИ (ГИТИС) Михаил БорисовАктер театра и кино,режиссер, поэт, основатель и руководитель Московского театра Поэтов Влад Маленко.В первом отделении шла борьба за третье место Чемпионата. Командам Театра Романа Виктюка и Театра имени М. Н. Ермоловой досталась целая россыпь раундов, с которыми им еще не приходилось работать на публике.Ребята не отчаялись и задали такого жару, что даже арбитры в счастливом запале советовали игрокам: «Жгите!». Пять раундов: «Скульптурный», «Сказочный», «Непредсказуемый», «Алфавитный» и «Вопросительный» пролетели в невиданном темпе,увлекая за собой даже судейскую бригаду, которая оценивая один из этапов, не удержалась и тоже попробовала себя в импровизации.По ходу игры рождались «перлы», которые наверняка войдут во фразеологическую сокровищницу БАТЛа. Так, отчаявшись выпутаться из паутины слов, «ермоловцы» неожиданно для всех и самих себя изрекли: «Несправедливость может быть или не быть». Неожиданность — главный козырь этой игры и такое глубоко драматическое высказывание, конечно же, высоко оценили не только зрители, но и арбитры.Подводя итоги первой битвы, арбитр Влад Маленко пожалел о том, что наступает антракт: «Так хочется поскорее вернуться в зал и дальше наблюдать за баталией!».В итоге первого матча финальных игр на третье место «Московского Чемпионата по актерской импровизации» вышла команда Театра имени М.Н Ермоловой.Во втором отделении развернулась главная интрига вечера — за первое место бились финалисты игры - команды Мастерской Петра Фоменко и Театра на Юго-Западе.После мощного напора разминочного «Скульптурного» раунда, председатель судейской бригады Михаил Скандаров заключил: «Началась битва титанов!».Трудный «Немой» этап команды прошли с восхитительной легкостью, без обиняков превратив стекло в рыбу. На «Случайном» этапе игры участники продемонстрировали удивительное умение мгновенно вживлять слова в ситуации, явив миру две крохотные, ношедевральные пьесы о боцмане и матросе, бортпроводнике и пассажире.Страстность, скорость реакций, волна фантазии отличали игру обеих команд. В баталии двух равных конкурсантов превалировало по меткому замечанию арбитров не соперничество, а дружба и импровизация, а это значит, что БАТЛ достиг заявленных целей.Что может быть сложнее,чем выбор лучшего из лучших? Только «господин случай» определил первых победителей первого «Московского Чемпионата по актерской импровизации». Ими стали инициаторы «Импровизационного БАТЛа» - актеры Театра на Юго-Западе!«Московский Чемпионат по актерской импровизации» проводился при поддержке Департамента культуры г. Москвы. Почетный гость финальных игр, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский поздравил участников театральных соревнований и наградил победителей. «Теперь наш «Московский Чемпионат по актерской импровизации» будет проходить в Москве ежегодно, - сообщил руководитель Департамента культуры, - это командная игра, которая позволяет каждому участнику себя проявить и показать. Без каждого индивидуально ничего бы не получилось».Пока все участники Чемпионата сочиняли финальную песню, БАТЛ наградил самых удачливых «активных зрителей» памятными сувенирами за заданные ситуации, лучшие фотографии и лучшие отклики в «Книге отзывов» БАТЛа.По результатам зрительского голосования в номинации «Моя любимая команда» на первое место с явным преимуществом вышла команда актеров Театра Романа Виктюка.Прямая трансляция финала «Московского Чемпионата по актерской импровизации» проходила на официальных сайтах Театра на Юго-Западе, Мастерской Петра Фоменко и на сайте Культу. Ру и собрала две тысячи просмотров в России и в других странах.3.Мнения.Перед второй отборочной игрой интервью Вестнику дал член судейской бригады, актёр театра и кино, народный артист РФ, профессор РАТИ (ГИТИС) Валерий ГаркалинВестник: Валерий Борисович, мы Вам благодарны, что Вы пришли и согласились нас поддержать. Скажите, чем эта идея Вас захватила?В.Гаркалин: Тем, что она носит исключительно актерский характер. Это редко, когда артисты встречаются вечером не только для спектаклей, занимаются не только своим прямым делом, но и еще продолжают воспитывать в себе артиста, сохраняя в себе дух ученичества. На мой взгляд, этот дух должен быть неистребим в хорошем артисте, особенно современного толка. Дух ученичества - он должен быть последним вздохом перед смертью. С этим нельзя расставаться никогда. А вот этот проект как раз, как мне кажется, преследует идею сохранить в молодых и не очень молодых актерах дух ученичества, продолжить обучение. Импровизация - есть такой раздел творческого воспитания. Меня привлекла идея увидеть, как молодые актеры продолжают быть учениками. Это мне так ценно, потому что я сам учусь.Вестник: Слышали ли вы о БАТЛе раньше?В.Гаркалин: Слышал. Я много лет знаком с Максимом и он давно, года два уже, звал меня сюда.Вестник: Вы сказали, что еще учитесь...В.Гаркалин: Я призываю всех учиться! Я имею в виду, что профессия не заканчивается на каком-то этапе, а чтобы она могла длиться, как сама жизнь, человек все время должен находиться в состоянии обучения. Навык, обучение - вот сопровождающие символы артиста. Как только артист скажет: «Я уже все приобрел, получил навык», вот он может остановиться и присесть. Тут-то он и закончится.Вестник: Вы часто импровизируете со своими студентами?В.Гаркалин: Я призываю их к этому! Когда они заканчивают институт, их условно от обучения разделяет «водораздел» дипломной корочки. Это единственное, что может отделять ученичество от неученичества, студенчество от непрофессионализма. Ученик, уходя из моей мастерской, должен продолжать учиться, иначе ему хана.Вестник: Вы сами пользуетесь навыками импровизации в своей работе?В.Гаркалин: Я и работаю в ГИТИСе по этой причине! Когда я работаю с молодыми ребятами, то волей-неволей прохожу сам эти пути освоения профессии, которые проходят и они. Уже пять выпусков. И каждый раз я импровизирую вместе с ними. Я не формально — сижу и наблюдаю — я каждый раз пропускаю через себя все творческие задачи, которые уготовлены каждому студенту.Вестник: Как Вы думаете, если человек не актер, важна в его жизни импровизация и в чем она может проявляться?В.Гаркалин: Импровизация- это вещь, которая не принадлежит только к актерскому делу. Человеческая жизнь полна непредсказуемых вещей. Вот там и зарыта собака для всех. Сама человеческая жизнь непредсказуема, мы даже не знаем, на какую тему она фантазирует: лишь позднее, осмыслив, проанализировав кое-что мы можем дать себе отчет в том, что произошло. Жизнь каждый день, каждую секунду готовит нам новую тему.Вестник: Вам уже приходилось быть судьей, судить подобные мероприятия?В.Гаркалин: Я много лет этим занимаюсь в ГИТИСе, возглавляя мастерскую, и для многих учеников я и есть верховный судья.Вестник: Сегодня Вы будете судить строго, серьезно, с юмором или это непредсказуемо?В.Гаркалин: (смеется) Это непредсказуемо. Я уже понял, какая задача стоит передо мной — я то и не должен впадать в состояние импровизации! Я должен сдерживать себя, ведь мне дается очень сложная задача - оценивать то, что оценить практически невозможно.Вестник: Знакомы ли Вам актеры, которые будут сегодня участвовать в БАТЛе?В.Гаркалин: В «ермоловской» команде есть ученик мой, Саша Кузин, я его видел сейчас в кулуарах театра. И Ярослава (Ярослав Рось, актер Театра им. М.Н. Ермоловой) я знаю, он учился какое-то время у меня.Вестник: Не получится так, что Вы будете предвзяты к своим ученикам?В.Гаркалин: Мне будет интересно, как они будут импровизировать. Саша очень талантливый человек, он хорошо учился и мне интересно увидеть: он остановился в своем развитии или продолжает импровизировать?Вестник: Что Вы пожелаете ребятам накануне битвы?В.Гаркалин: Сразу вступить в импровизацию! Не ждать у моря погоды, а идти в бой.Текст и интервью: Дарья Евдочук 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения