Вы здесь
Главная > Театр > Смысл канатного бытия на открытии фестиваля в БТК

Смысл канатного бытия на открытии фестиваля в БТК

3 ноября в Большом театре кукол состоялось торжественное открытие четвертого международного фестиваля «БТК – Фест. Театр актуальных кукол. Цирк». В честь того, что темами фестиваля стали цирк, эксцентрика, клоунада и эпатаж, по красной дорожке первым прошел никто иной, как сам Владимир Ильич Ленин собственной персоной, который, вытянув вперед руку, картаво объявил об открытии фестиваля всем собравшимся «товарищам», а потом и вовсе оказался женщиной. Праздничные конфетти украсили фойе, а товарищи-зрители заполнили зал так, что свободных мест не осталось.

Перед спектаклем об открытии фестиваля собравшимся еще раз напомнили со сцены организаторы фестиваля – директор Александр Калинин, главный режиссер БТК Руслан Кудашов и арт-директор Анна Иванова-Брашинская.

Первым спектаклем фестиваля стала инсценировка Паола Рицца и Никанор де Элиа «Канаты», которую привезли в Санкт-Петербург из Бельгии. Режиссер Шарлотта Плиссар задалась идеей создать историю без слов исключительно с помощью актера, минимума декораций, света, музыки и… веревок.

Веревки или канаты имеют двойственный символизм. С одной стороны, они ограничивают, а с другой – ведут человека по его судьбе. Веревки могут быть узами, или обвить кольцом ограничений, а могут стать и связующей нитью между двумя людьми или даже между телом и душой. Нити судьбы плетут мойры, в чьих руках веревка уже становится символом хрупкости человеческой жизни.

Реализацией непростого замысла занялся актер Алексис Рувр. Канат в его руках извивается змеей, оживает и превращается в самостоятельное живое существо, порой напоминающее собеседника, а порой и женщину, с которой хочется танцевать. И Алексис танцует, то в паре с веревкой, то жонглируя и вращая ее в некоем практически «суфийском» кружении, достигая экзальтации и катарсиса.

Каждый кукольник по сути тот же циркач и акробат. Что же касается Алексиса, то он не просто удивительно искренний актер, но и настоящий цирковой артист. Он начал жонглировать с семи лет и все детство летом ездил по Корсике с цирком. Достигнув восемнадцатилетия, Алексис переехал в Брюссель, где продолжил жонглировать и начал танцевать. Там же он пошел в цирковую школу Ecole Supérieure des Arts du Cirque.

В 2008 году, уже будучи жонглером и акробатом, Алексис начал исследовать манипуляцию веревками, что в результате привело к номеру под названием «Dénouement», который был сыгран около 300 раз.

Алексис выходит на сцену в грязной майке, пиджаке и рваных оранжевых штанах. Из декораций – кресло, большой клубок веревок, многие из которых натянуты по всему пространству, формируя то ли сеть, то ли паутину, а также топор, которым он может эти веревки рубить.

Герой пьесы суетится, не находит себе места и постоянно вступает во взаимодействие с веревками. Но из искусственных нитей собеседник неважный, и диалог все же происходит с самим собой.

Авангардное, минималистическое и атмосферное музыкальное оформление инсценировки создал Лоик Бескон. Звенящая тишина сменяется тревожными звуками рояля, которые еще больше подчеркивают все усугубляющееся одиночество героя. Под учащающийся ритм ударных ускоряется и движение актера по сцене то в виде танца, то битвы с воображаемым противником, а иной раз и самой настоящей стихии. Угадывается и движение пламени, и порывы ветра. И наивысшая скорость – руки актера, перетирающие веревки в пыль.

Несмотря на то, что особенно ближе к финалу чувствуется одиночество, пустота и бессилие героя перед бессмысленностью происходящего, очевидно, что он сам окутывает себя нитями, которые, имея топор, мог бы разрубить в любой момент. Но словно бабочка в паутине, он висит после всех стараний трансформироваться с помощью веревок в забавного слона, игривого котенка с клубком и, в момент достижения наивысшей точки действия — самого себя.

Таким необычным, ярким и философским стало открытие фестиваля, который продлится до 7 ноября. 11 коллективов из 7 стран — Франции, Бельгии, Чехии, Дании, Эстонии, Финляндии и России — покажут 14 спектаклей на площадках города. Кроме Большого театра кукол, спектакли будут проходить также в театре «Karlsson Haus» и «Упсала-цирке». Кроме того, гостей фестиваля ждут мастер-классы, встречи, концерты и многое другое.
Текст: Инна Зайцева
Фотографии из открытого доступа

comments powered by HyperComments