«Нам не дано знать будущего,
Но мы можем создавать его настоящим»
Илья Авербух
Огонь, вода и фейерверки на льду. Кровавая смерть и чистая первая любовь. В СК «Юбилейный» 16 ноября состоялась премьера ледового шоу Ильи Авербуха «Ромео и Джульетта». Эту вечную историю любви впервые рассказывали фигуристы. И началось шоу с появления рассказчика. Лёд, темнота, свечи под потолком. Монах молится на коленях: "Чума, тебе все мало? Ты первую любовь Лоренцо отняла… Лаура, где ты?" Как раз об этой Лауре Илья Авербух и говорил на пресс-конференции: этого персонажа не было у Шекспира, но через диалог с ней отец Лоренцо (Алексей Тихонов) начинает повествование: «Две знатные фамилии в Вероне…» Сюжет пересказывать смысла нет, ведь спектакль поставлен по знаменитой трагедии Шекспира. Начать стоит с оформления. Как сказал Илья Авербух, понадобилось 15 фур, чтобы привезти декорации. Для режиссера-постановщика важно было приехать с полной версией спектакля. Поэтому зрители увидели и огненные факелы в руках фигуристов, и летящие из коньков искры, и полившийся «дождь», и распространяющийся полосами по льду огонь. Огромные декорации в виде дворца и балкона Джульетты были не просто картинками, но и непосредственными местами действия, где стояли, пели и танцевали герои спектакля. Как говорит художник по декорациям Нина Кобиашвили, образ меча-кинжала, врезающегося в Витражное окно Храма Любви, - это лейтмотив всего произведения, легенды о трагической любви. Важную роль в восприятии сыграла живая музыка: ударные, гитара и скрипка. Благодаря музыкальной составляющей, в моменты накала страстей, когда, например, Тибальт вот-вот убьет Меркуцио, по телу рассыпаются мурашки и на протяжении нескольких минут не исчезают. Если музыка заставляла колыхаться струны души, то звучащий вокал в определенных моментах помогал зрителю точнее понять, о чем на льду «говорят» родители Джульетты или какой сон Ромео рассказывает другу Меркуцио. Кстати, о героях. На льду мы видели не просто фигуристов, а настоящих актеров. Меркуцио (Алексей Ягудин) вне всяких похвал. Забавный, уместно кривляющийся друг Ромео вызывал улыбку. И так хотелось, чтобы своей непосредственностью он поделился со своим заклятым врагом – статным, но слишком уж сдержанным Тибальтом (Роман Костомаров). Отдельный запоминающийся образ – коварная девушка в красном (Оксана Домнина). Кто она: Смерть, Чума вражды, Судьба-злодейка? Можно рассмотреть в ней какого угодно негативного персонажа, ведь прекрасно было видно, как она подстрекала Тибальта, как не дала гонцу добежать до Ромео с вестью, что его любимая не умерла, а уснула. Мы видим, как она осторожно, но четко нашептывает что-то героям, подливая масла в огонь. Её зловещий смех вызывает мурашки. Ты понимаешь, что с ее подачи сейчас совершится непоправимое, но никак не можешь помешать этому. И ведь любая война, длительная вражда между кем бы то ни было – далекими Монтекки и Капулетти или нынешними политиками – все это бессмысленно и приводит к трагедиям. Поэтому «Ромео и Джульетта» до сих пор не теряет актуальности. Поговорим о юных влюбленных. Удивительно, но больше Ромео и Джульетта растрогали меня не в трагическом финале, а когда в первом акте они только узнают друг друга, чтобы полюбить на всю короткую оставшуюся жизнь. Бал-маскарад: вокруг шум, веселье, множество танцующих придворных. Здесь встречаются Ромео (Максим Маринин) и Джульетта (Татьяна Тотьмянина), и тут же возникает такая редкая, но все же встречающаяся в жизни любовь с первого взгляда. Трогательный момент: лед, дымка и двое влюбленных, забывших обо всем вокруг. Им (и зрителям на мгновение) кажется, что в мире есть только они. Мы погружаемся в нежную атмосферу чистой юношеской любви и, возможно, даже вспоминаем похожие истории из своей жизни, задумчиво вздыхая, и понимаем - вот она, любовь. Ромео и Джульетта нашли друг друга, они так счастливы в этот момент и даже не подозревают, что ждет их в скором времени. Но нам ведь известен финал. От этой несправедливости хочется плакать. Но грустить весь спектакль зрителей не заставляли. Чего только стоила вставка необычного танца невест с чучелами женихов. В первые секунды многие присутствующие даже и не сразу поняли, что с фигуристками выступают неживые партнеры. Как в жизни белые полосы чередуются с черными, так и в спектакле после забавных массовых танцев приходит время трагической смерти главных героев. В этот момент чуть-чуть не хватило драматичности. Если бы пара дольше покаталась вместе или Джульетта проявила больше эмоций, прежде чем покончить с собой, то слез в зале было бы больше. И все же это не отменяет того, что "Ромео и Джульетта" - драматический спектакль высокого уровня. Смело можно заявлять, что петербургская «взыскательная, по-особому требовательная», как говорит Илья Авербух, публика, осталась довольна. Ждем теплые белые ночи и возвращение драматического спектакля «Ромео и Джульетта» на лед Петербурга. Текст: Анастасия Кулипанова Фотографии из открытого доступа