Президент приехал

Немного грустно, что скоро зима. Но и в зиме есть свои плюсы - например, фестиваль "Артдокфест", который пройдет с 6 по 12 декабря в кинотеатре "Англетер".  28 ноября в красивой кофейне на Петроградской состоялся пресс-брифинг, на котором журналисты смогли узнать, что будет в этом году на фестивале. Приехал президент, "но, к счастью, не тот, о ком вы подумали, а Виталий Всеволодович Манский".Виталий Манский: На "Артдокфесте" в этом году 137 картин. Мы привезём в Питер 14 режиссеров.В В Петербурге традиционно будет показана наша главная программа - конкурс и пять спецсобытий. Конкурс, напомним, состоит из фильмов, снятых в любой стране мира на русском языке. Половина конкурсной программы этого года произведена зарубежными авторами, и все они так или иначе связаны с Россией. Заметил интересную деталь - раньше зарубежные и российские документалисты шли параллельными курсами, а теперь иностранцы по-прежнему пристально всматриваются в ключевые проблемы актуального свойства, в то время как наши начинают уходить от острых вопросов. Это не значит, что фильмы хуже, но режиссеры углубляются в глубокие темы - например, гендерные проблемы. В фильме "Пятёрка" режиссёр Михаил Горобчук ведёт длительное наблюдение за человеком и его автомобилем. Картина снята в окно квартиры Михаила. Или фильм молодого питерского фотографа "Severe" - яркая ёмкая чёрно-белая картина, являющая образ Севера. Это очень сильное кино, но оно оторвано от пульсации времени. Или интимный фильм Руслана Федотова "Песни для Кита" о судьбе женщине без определенного места жительства. В прошлом году у нас был фильм Константина Селина "Хроники неслучившейся революции". В 2017 году таких российских картин у нас нет, а зарубежные есть. Картина Селина будет показана 6 декабря на телеканале "Настоящее время", где я веду программу "Реальное кино". Фильм символически откроет "Артдокфест" в телевизионном эфире. Сегодня утром я записывал новую программу. Мы ходили вокруг Авроры, и говорили о том, где были наши коллеги сто лет назад и почему революция оказалась за кадром хроники, а всё, что многие молодые люди сейчас считают хроникой - это реконструкции последующих лет, начиная с фильма "Октябрь".Фильмы "Артдокфеста" представляют "чернушный" взгляд на жизнь? Есть ли надежда?Я сегодня Косте Селину задал вопрос: "Твой фильм очень честный, и он рассказывает о неслучившейся революции. Не кажется ли тебе, что ты закладываешь в историю кирпич разочарования?". Он сказал, что картина очень оптимистичная. Отвечу на ваш вопрос так. Есть чернуха ради фактурного наличия, а есть чернуха, предъявляющая боль и сочувствие. Чернушных картин на нашем фестивале, пожалуй, нет. Самая чернушная картина - это "Вэаюфром" Дмитрия Лавриненко. Она о странном дворнике, который снимает на плёнку свою жизнь. Герой, похоже, не совсем здоров, да и режиссёр немного специфический. А всё остальное, даже фильм "Песни для Кита", несмотря на то, что главная героиня - лицо БОМЖ, снят очень любовно. Когда я это кино смотрел, то мне всё время казалось, что это "Ночи Кабирии". Героиня чем-то похожа на Джульетту Мазину. А есть просто светлое кино - например, "Другая жизнь" Дмитрия Васюкова. Его многие знают по фильму "Счастливые люди", который выходил в мировой прокат. Его новая работа повествует о жизни на Алтае, и при всей драматичности сюжетных линий он очень добрый.Какие фильмы в этом году вас больше всего зацепили?Каждая картина, включенная в конкурсную программу, так или иначе, потрясла. Потрясение - это один из аргументов для того, чтобы включить картину в конкурс. Иногда мы не включаем фильмы по объективным причинам, пусть даже они фундаментальные и профессиональные. Кинофестиваль предполагает развитие киноязыка и эмоциональных ощущений, которые предъявляют картины. Для меня важно радикальное режиссёрское решение. Примером такого решения, например, стала картина "Полёт пули" Беаты Бубенец - это 84-минутный фильм, снятый одним кадром. Она снимала на Майдане и востоке Украины. Нашлись продюсеры, которые дали ей возможность сделать из документальных материалов фильм. Накануне презентации проекта в Праге Беату пробивает, что не нужен никакой фильм - надо делать всё одним кадром. Продюсеры сказали: "Нам не нужен один кадр. Мы хотим многокадровое кино". И Беата отказывается от продюсеров, остаётся одна, одинокая русская женщина, с этим материалом, и всё-таки делает картину одним кадром. Мы в Риге на питчинге "Артдокфеста" помогли ей найти продюсеров, поверивших в историю одного кадра. В итоге Петербург, Москва и Екатеринбург увидят этот очень радикальный фильм. Медуза сделала дайджест фильмов, снятых одним кадром, и оказалось, что их очень мало. Даже у моём любимом фильме "Старше на 10 минут" Герца Франка есть склейка - маленькая и незаметная, но она есть. "Русский ковчег" Сокурова снят одним кадром, но это не совсем документальное кино, скорее докудрама. Я смотрел фильм "Полёт пули" поздно ночью, уставший, и, думаю, автор бы меня простила, если бы я немного подмотал. Но я не мотал.Почему фильм "Процесс: Российское государство против Олега Сенцова" об Олеге Сенцове снимают представители Эстонии, Чехии и Польши, а не России?Это легко объяснимо, хотя и не делает чести России. Автор - российский режиссёр Аскольд Куров, но фильм, премьера которого состоялась на Берлиннаре, и была одной из ключевых событий фестиваля, не пригласили ни на один из российских кинофестивалей. При этом фильм "Процесс" никак не нарушает российское законодательство, как и все остальные фильмы "Артдокфеста". И всё, о чем говорится в фильме, было в российских медиа. Более того, там представлена позиция российских медиа и обозначена как одна из линий картины. Так же в фильм включены высказывания выдающихся кинематографистов, которые говорят о Сенцове. То, что картина никак не поддержана российской стороной - это просто факт сегодняшнего дня. Мы запустили проект Artdoc.Media, который вам может помочь в работе. В частности, там можно узнать, какие фильмы были поддержаны Минкультуры. Я неделю назад туда заходил, и узнал, что из 137 фильмов этого года поддержаны Министерством культуры только четыре. Не конкурсные, а других параллельных программ.Вы ознакомились с "отреставрированной" по просьбе Минкультуры версией фильма Андрея Осипова "Восточный фронт "?Я не смотрел версию военно-исторического общества. Даже если этот текст принадлежит перу Хемингуэя, Александра Сергеевича Пушкина или Захара Прилепина, государство не имеет права до такой степени вторгаться в творчество отдельно взятого художника. Мы на фестивале ставим в один ряд фильмы "Восточный фронт" и "Сталинград. Мы ещё живы, или нет?" Алексея Янковского. Янковский использовал при создании фильма те самые пресловутые 32 листа текста, это его авторское решение и месседж зрителя. Если бы Минкультуры предложило ему убрать этот текст, это было бы таким же насилием, как и рекомендации текст добавить. Я Пастернака не читал, но осуждаю. Фильм с текстом я не смотрел, но сам факт вторжения в судьбу произведения считаю порочной практикой. Зато "Восточный фронт" - один из четырёх, поддержанных Министерством культуры.У всех фильмов фестиваля есть прокатное удостоверение?У всех либо прокатное удостоверение, либо это фильм зарубежного режиссёра, которому удостоверение не нужно, как "Война ради Мира" украинского режиссёра Евгения Титаренко. Тут шаг вправо, шаг влево - расстрел. Мы самый законопослушный фестиваль на территории РФ. Говорим всем режиссерам: "Давай прокатное удостоверение". Некоторые удивляются: они уже показывали фильм на множестве фестивалей, и нигде удостоверение не требование. Мы на это отвечаем: "Дружище, "Артдокфест" проверяет вот эта организация, эта, эта и ещё, как ни странно, вот эта". Мы не хотим подставлять "Англетер" или "Горизонт", подводить их под суд. У нас есть опыт двадцати одного судебного заседания Хамовнического суда Москвы за прокат студенческого фильма без прокатного удостоверения. Судья в мантии, клетка, "Всем встать, суд идёт". Люди, обвиняемые в убийстве, годами ждут зала для заседаний. Но они заняты.Часть режиссеров отказалась от показов фильма в России?Мы находимся в такой фазе, когда некоторые режиссеры не хотят показывать фильмы в России. В первую очередь это украинские авторы. Какие-то отказы поступают доверительно и интимно, в личных разговорах. Я хотел показать фильм украинского режиссёра Сергея Буковского "Главная роль", абсолютно аполитичное кино, портрет его мамы, актрисы Нины Антоновой. И Серёжа мне сказал: "В Ригу приеду, но я не хочу, чтобы фильм о моей маме, которую я безумно люблю, показывался в стране, где есть люди, которые считают нас фашистами, пришли на нашу землю и убивают моих сограждан". Другие авторы из своих отказов делали пиар-компании для своих фильмов, с бурными обсуждениями. В целом отказ от показа в России - вредная и опасная тенденция. В Риге мы показывали французскую картину "Выбор Олега", которая повествует о русских людях, поехавших воевать в Украину. Документалисты провели два года в окопах на Донбассе вместе с офицером Олегом. В России картина не будет показана, потому что авторы стали получать угрозы от  участников фильма, которые по результатам посчитали кино опасным для их карьеры в России. Фильм должен был быть в конкурсной программе, он один из самых сильных лент за последнее время.Виталий Манский: "Артдокфест" - отличный трамплин для молодых режиссеров. В этом году мы извернулись, и авторы фильмов могут теперь пообщаться со зрителями. Отель "The Faces Kaleidoscope" бесплатно предоставит номера для режиссеров. В таком формате мы существуем уже не первый год. И без зависти смотрим на Кирилла Серебренникова и Петербургский Культурный форум, на котором вообще непонятно что происходит. Лучше уж так, как мы.Какие у фестиваля есть призы?"Артдокфест" от других фестивалей отличается строгостью выдачи призов. У нас три приза: Гран-при, лучший полнометражный фильм и приз жюри, никакие уважаемые газеты, заводы и пароходы к нам со своими призами не приходят. Впервые к бронзовой скульптуре мы прикладываем нечто материальное: новый компьютер Apple и звуковые системы. Все предыдущие годы участники "Артдокфеста" боролись за призы без дополнительных пряников. Но в пряниках нет ничего плохого, особенно если свежие.Про какого медийного человека сейчас интересно было бы снять кино? Как о Немцове.Про Навального. О нем уже снимается кино. Про Собчак снимает фильм Беата Бубенец. Про медийных людей кино снимают, вопрос - какое. И хотелось бы, чтобы оно снималось про живых героев.Были какие-то сложности в этом году?Организации, которые по долгу службы внимательно следят за нашим фестивалем, знают, что мы законопослушны, и с этой стороны к нам не подкопаться. История вокруг фильма "Правый сектор" и якобы гериоризации фашизма может привести к провокациям. Боюсь, что зелёнка возможна. Вброшена лживая информация о фильме, который никто не видел. Он не будет показан ни в Питере, ни в Екатеринбурге, а в Москве мы его перенесли из "Октября" на другую площадку. Но люди подогреты и одурманены - они могут прийти на любую картину и проявить агрессию. Всё непредсказуемо. У нас есть программа "После союза.doc", которая позволяет увидеть другую Беларусь, Киргизию, Грузию, Преднестровье. "Доброе утро, Преднестровье" - это вполне возможное будущее России. Северной Кореей мы стать не можем, а Преднестровьем - вполне.Расскажите о фильме "Осёл. Work in Progress" Анатолия Васильева. Чего нам ждать?Анатолий Васильев наш фестиваль любит и знает. Он был членом жюри и внимательно смотрел всю программу. На "Артдокфесте" он увидел съёмочную группу фильма "Саламанка": Руслана Федотова и Александру Кулак, и пригласил её в свою картину "Осёл". Васильев приедет в Москву и Петербург, протестирует фильм на реальной аудитории и, возможно, внесёт изменения в финальную версию картину. Кто не знает творчество Анатолия Васильева, не идите на этот фильм. Вы эту картину не поймёте.Вы говорите, Северной Кореей мы не станем. Почему?В Северную Корею перейти нельзя. Ее возникновение - это аномалия, возникшая  в результате противостояния двух мощнейших империй. Повторение Северной Кореей на планете Земля невозможно, но разворот в эту сторону - катастрофа для любого общества.А чем тогда закончатся туристические поездки в Северную Корею? И эта дружба?Это фейк. Попробуйте купить туда путёвку, особенно если вы журналист. В Северную Корею едут официальные делегации, оформленные как туристические поездки. Насчёт дружбы - эта страна стала одной из немногих "прогрессивных" государств, которые признали аннексию Крыма, наряду с Венесуэлой и Кубой. Долг платежом красен.В преддверии выборов как Виталий Манский готовится к следующему "Артдокфесту"?Прежде всего: Манский готовится к "Артдокфесту" и выборам. Мы очень активно развиваем нашу интернет-платформу, где пытаемся заранее воссоздать аналоги реальных кинозалов, обсуждений после показа и тремя звонками перед сеансом. Это всё делается на случай если  возникнут форс-мажорные обстоятельства.Почему девиз фестиваля этого года - "Верхи не могут, а низы не хотят"?Это Владимир Ильич Ленин сказал. Девизом фестиваля эта фраза стала, потому что, на мой взгляд, "верхи не могут, а низы не хотят".Фантастическая команда питерского "Артдокфеста" в этом году такая: куратор фестиваля Людмила Липейко, пресс-атташе Татьяна Троянская, Оля Комок из пресс-службы фестиваля. "Женился бы на всех" - добавил Виталий Манский.Текст: Алла ИгнатенкоФотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения