Вы здесь
Главная > Музыка > Очарование Парижа

Очарование Парижа

Мало найдется в мире людей, не очарованных магией Парижа. Самый романтичный город нашей планеты рисуют, описывают в стихах и прозе, снимают о нем фильмы, а также, вдохновившись огнями Эйфелевой башни, шиком Версаля или прогулками по Елисейским полям, сочиняют музыку.

26 ноября в Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д. Шостаковича на языке музыки был представлен образ Парижа во всем его многообразии, в рамках концерта «Париж, я люблю тебя». Оригинальность и изысканность города звучали в ноктюрнах импрессиониста Клода Дебюсси — «Облако» и «Празднества». Романтичность, нежность и чувственность столицы всех влюбленных явственно слышались в Концерте № 2 для фортепиано с оркестром Камиля Сен-Санса. Парадность архитектуры, шик и блеск были представлены в сюите для оркестра «Париж» Жака Ибера. Исполненная в завершении концерта симфоническая поэма «Американец в Париже» Джорджа Гершвина стала не только данью замечательному фильму, но и оптимистичной кульминацией истории о красивейшем городе Европы.

Выбор музыкальных произведений не случаен. Дебюсси однажды признался, что толчком к созданию «Ноктюрнов» послужили его собственные впечатления от Парижа. Его «ноктюрны» — три симфонических произведения — «Облака», «Празднества» и «Сирены». Ноктюрн – в переводе с французского «ночной». Название заимствовано композитором у художника Джеймса Макнейла Уистлера, который называл свои гравюры и картины «ноктюрнами». Идея посвятить первую часть облакам пришла в голову композитору, когда он наблюдал за небом Парижа, стоя на одном из его многочисленных мостов. Кроме того, композитор отмечал, что во время написания музыки часто вспоминал семьдесят девять этюдов Тернера, на которых изображены разнообразные оттенки неба. В отличие от «пиано» «Облаков», в ноктюрне «Празднества» — пиршество красок: за мелодичным вступлением струнных следуют торжественные духовые. Так в общем оркестровом звучании рисуется картина прогулок по Булонскому лесу.

Самое нежное музыкальное произведение вечера – Концерт № 2 было написано Камилем Сен-Сансом всего за 17 дней. Композитор посвятил свое сочинение маркизе Клеменции де Вильерс, жене финансиста Огюста Леграна де Вильерса. Впервые эта удивительная музыка прозвучала в парижском концертном зале Плейель 13 мая 1868 г.

Красочная и наполненная яркими образами музыка сюиты французского композитора Жака Ибера «Париж» — словно музыкальная фотография пригородов, метро, ярмарочного парада и других эпизодов парижской жизни.

Наконец, симфоническая поэма «Американец в Париже» — не только основной саундтрек одноименного знаменитого фильма и получившего всевозможные награды бродвейского мюзикла. Она сама по себе 18- минутная музыкальная история, посвященная собственным переживаниям Гершвина во время поездки в Париж и тому, как видит американец столицу Франции со всеми ее звуками и шумами. Для исполнения «Американца в Париже» даже производят специальный музыкальный инструмент — набор из четырех клаксонов. Гудки изображают шум сигналящих таксистов Парижа.

Сказку о городе влюбленных конца 19 и начала 20 века зрителям поведал симфонический оркестр филармонии. Художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии — народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Александр Дмитриев.

За фортепиано выступила известная пианистка Полина Осетинская. Она играла в самых престижных залах — Большом и Малом Московской консерватории и Петербургской филармонии, венском Мюзикферайне, Концертном зале Мариинского театра, залах Варшавы, Сан-Франциско, Брюсселя, Японии и многих других с разными оркестрами, включая, Токийский, «Виртуозы Москвы» и Веймарскую оперу. В свои сольные программы Полина Осетинская почти всегда включает сочинения современных композиторов.

Эпоха конца 19 и начала 20 века в Париже была удивительным временем, которое подарило миру множество открытий. Именно тогда была построена Эйфелева башня, появились первые линии метро, а импрессионисты создали свои шедевры, которые и сегодня невероятно популярны во всем мире.

Этот концерт – первый из шести романтических признаний Филармонии шести столицам. Следующий концерт абонемента будет посвящен Лондону. О столице Великобритании зрителям расскажут музыкой Гайдна, Элгара, Генделя и Лоу, чья симфоническая сюита «Моя прекрасная леди» — станет особенной изюминкой концерта. Третье признание будет сделано музыкой Дворжака и Моцарта — Праге. В четвертом зрители отправятся на «Римские каникулы» вместе с Берлиозом и Пуччини. Пятый и заключительный шестой концерты посвящены двум главным городам России – Москве и Санкт-Петербургу.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа

comments powered by HyperComments