Вы здесь
Главная > Интервью > Лесные горны затрубили в Яани Кирик

Лесные горны затрубили в Яани Кирик

Международный фестиваль «Мир звука валторны» завершился концертом в Яани Кирик 16 ноября. Мы поговорили о фестивале с его куратором Сергеем Поляничко.

Камерный зал эстонской лютеранской церкви «Яани Кирик» на этот раз стал площадкой международного фестиваля валторнистов. Фестиваль, посвящённый «королеве симфонического оркестра», валторне, проходит уже в пятый раз. Куратор фестиваля – Сергей Поляничко, валторнист с мировым именем, рассказал нам об идее мероприятия:

«Мы обнаружили, что у нас есть дефицит информации: валторна не настолько популярный инструмент, как она могла бы быть. Поэтому мы решили сделать фестиваль, который полностью посвящён этому инструменту и музыке, написанной для него в самых разных звучаниях: с симфоническим оркестром, со струнным оркестром, с роговым оркестром».

История валторны уходит во времена средневековой королевской охоты. «Waldhorn» — лесной рог использовался для передачи сигнала во время охоты. Рога из слоновой кости — олифаны, украшавшиеся изысканной резьбой, были неотъемлемыми атрибутами богатых феодалов. Самым известным в средневековой Европе стал рог Роланда, которому посвящены строки  «Песни о Роланде»:

«В свой Олифан трубит Роланд с трудом.
Превозмогает он тоску и боль.
Стекает с губ его густая кровь,
С натуги лопнул у него висок.
Разнёсся зов на много миль кругом.
Услышали его в ущельях гор
И Карл, и все французы, и Немон.
«Я слышу Олифан, — сказал король. —
А раз Роланд трубит, там грянул бой
».

Фестиваль начался 14 ноября в Санкт-Петербурге мастер-классами выдающихся хорн-исполнителей. Среди участников фестиваля были такие мастера как Лука Буннуччи — итальянский валторнист, Эса Тапани — один из лучших финских исполнителей, швейцарский валторнист Юрий Мейле, концертмейстер группы валторн Государственного академического симфонического оркестра имени Е. Ф. Светланова Валерий Жаворонков. В концерте приняли участие также  учащиеся Дома творчества юных.

«Мы стараемся приглашать разных участников из-за рубежа — известных солистов, которые помимо того что играют на концертах, еще и преподают. В нашем фестивале мы преследуем образовательную цель: хотим дать информацию и ориентир молодым исполнителям».

На концерте были исполнены популярные произведения А. Вивальди, Дж. Россини, Г. Берлиоза, Л. Керубини, С. Барбера, Г. Телемана, концерт для четырёх валторн Леопольда Моцарта:

«Когда мы формировали программу вечера, Лука Бунуччи предложил исполнить концерт для четырёх валторн. Но оказалось, что у нас нет нот, более того, в России он ни разу не исполнялся. Тогда мы кинули клич на всеобщий розыск нот. Оказалось, что этот концерт есть у одного профессора в Германии, который нам его любезно предоставил».

В концерте, традиционно, принял участие Хор валторн имени В. Буяновского:

«Хор валторн был воссоздан в память о нашем педагоге — Виталии Михайловиче Буяновском. Он начал собирать хор валторн еще сорок лет назад, но, со временем, коллектив прекратил свое существование. В рамках нашего фестиваля мы собрали обновленный хор валторн с выдающимися исполнителями из Михайловского и Мариинского театра, симфонических оркестров Санкт-Петербургской и Московской филармонии».

Открытием вечера стало наисложнейшее произведение —  «Адажио» С.Барбера, исполненное Роговым оркестром под управлением Сергея Поляничко.Российский роговой оркестр – уникальный коллектив, который возрождает традиции старых мастеров. Рог – ближайший родственник современной валторны. В дореволюционной России «русские рога» сопровождали все важнейшие события придворной жизни.

Впервые вместе с симфоническим оркестром зазвучал дудук — армянский народный инструмент, который, кажется, способен имитировать любые звуки: от женского плача до пения птиц. Мастер игры на дудуке Вардан Арутюнян согласился на поистине немыслимый эксперимент: вместе с симфоническим и роговым оркестрами он исполнил музыку Гайдна, совершенно не предназначенную для народного инструмента.

Таинственные и прекрасные звуки валторны, этого удивительного инструмента, поистине заполняют собой все пространство, притягивая внимание слушателей. Сегодня валторна не только неотъемлемая часть симфонического оркестра, но и отличный сольный инструмент, что прекрасно продемонстрировал Международный фестиваль валторнистов.

Текст: Мария Шрамова

comments powered by HyperComments