Я вас любил… Я вас люблю.
19 октября в Музее театрального и музыкального искусства состоялся моноспектакль Олега Пальмова, посвященный светилу русской поэзии – Александру Сергеевичу Пушкину. Казалось бы, что нового можно узнать о поэте, чьи стихи и биография известны еще со школьной скамьи? Артисту театра и кино, режиссеру и сценаристу литературных моноспектаклей Олегу Пальмову удалось найти самые интересные факты из биографии поэта и рассказать их в лицах настолько оригинально, ярко и талантливо, что каждый персонаж обрел свой уникальный характер.
Олег Пальмов нарисовал очень интересный образ поэта. Оказалось, что Пушкин был не просто литературным гением, но и самым настоящим спортсменом. Он плавал до поздней осени, любил боксировать и предлагал спарринг даже во время бала. Поэт был так вспыльчив, что часто обливался водой, чтобы «остыть». Неудивительно, что его дуэли исчислялись десятками. И Пушкин не только мастерски стрелял, но и умел держать лицо, когда дуло пистолета было направлено прямо на него.
Биографические подробности виртуозно обрамлены стихами поэта. Спектакль начинается с самого искреннего, вулканически страстного и безгранично мудрого стихотворения Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Максим Горький как-то заметил, что «Пушкин для русской литературы такая же величина, как Леонардо для европейского искусства». Когда Пушкин писал это стихотворение, он уже осознавал, насколько велик его вклад в русскую литературу, вопреки тем, кто придерживается другого мнения:
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Олег Пальмов тонко и изящно переходит от стихов к деталям биографии, которые невозможно было бы описать без взгляда на время и пространство, в которых поэт жил и сочинял свои произведения. Так заяц, перебежавший дорогу вовремя, уберегает Пушкина от участия в восстании декабристов, а излишняя откровенность приводит к ссылке.
Вся история жизни Пушкина отражена в его произведениях. Вот, он, по собственному признанию, в экспромте «пленен, очарован и огончарован» в своей любви к Наталье Гончаровой и романтических стихотворений становится еще больше. Пушкин говорил, что он есть во всех своих персонажах, даже в Татьяне из «Евгения Онегина». Но сколько бы в ее образе ни было поэта, а все же многие верят, что ее прототипом была замужняя Елизавета Воронцова.
Пушкин влюблялся довольно часто, результатом чего стало очень большое количество лирических и сентиментальных стихов в его творчестве, самое известное из которых «Я вас любил…». Написанное в 1829 г. прощание, по некоторым слухам, с возлюбленной поэта Анной Олениной настолько ритмично и мелодично, что вдохновляло множество композиторов. Шереметьев, Алябьев, Даргомыжский, Варламов и Метнер позже сочинили к нему музыку.
Ритм и музыкальность стихотворений поэта нашли отражение и в спектакле Олега Пальмова. Артист напевает, настукивает ритм пальцами, звенит в колокольчик и тормошит своего зрителя, в какой-то момент, переводя монолог в полемику, в которой и зрителю ставятся вопросы, над которыми стоит поразмышлять.
Декораций минимум – стул, стол и огарок свечи. Но форма литературного спектакля и не подразумевает излишеств. Наоборот, ей свойственна студийность и любовь к авторскому слову, которое становится первопричиной спектакля.
Олег Пальмов предлагает к прочтению не только стихи Пушкина, но и одно из самых увлекательных произведений классика – «Метель». Сентиментальная история любви русских Ромео и Джульетты входит в пять «Повестей Белкина». Как и шекспировским персонажам, героям «Метели» уготована участь стать жертвами роковых совпадений. Вот, только у Пушкина от трагического до комического – один шаг, который в любой момент может превратить даже самую печальную драму в водевиль.
Благодаря таланту Олега Пальмова все герои «Метели» ожили, заговорили каждый на своем языке и, безусловно, вызвали сопереживание у зрителей, которые после спектакля вручили
цветы, долго аплодировали и совсем не торопились расходиться. И здесь нет ничего удивительного. Олег Пальмов окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), 15 лет работал в Академическом Большом Драматическом Театре им. Товстоногова. Уже много лет выступает со своими моноспектаклями на разных площадках Санкт-Петербурга, которых у него почти десять - есть и о Мандельштаме, Чехове, Лермонтове, и другие. Снимается в кино. Среди самых известных работ Олега Пальмова – роли в культовом советском телефильме Ленфильма по мотивам рассказов Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе «Собака Баскервилей», одна из главных ролей - поручик Дибич - в телефильме "Необыкновенное лето" и одна из главных ролей в телесериале «Слепой». Кроме того, Олег Пальмов преподавал актерское мастерство в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии на курсе Л.И. Малеванной. С 2013 года сотрудничает с Санкт-Петербургским государственным университетом в рамках собственной программы «Школа речи и актёрского мастерства для свободы общения». В 2015 году Олег Пальмов записал диск по заказу фонда "Царскосельский карнавал" по произведению Сергея Довлатова "Заповедник". Проект осуществлён в сотрудничестве с музеем-заповедником А.С.Пушкина "Михайловское".
Невозможно, в одном спектакле рассказать все о поэте, которому посвящено невероятное количество книг, научных работ и фильмов. Уже в феврале Олег Пальмов планирует представить зрителям еще один моноспектакль, посвященный другой, не менее известной, чем «Метель» повести Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» - истории об отставном гусаре и его шестилетнем ожидании мести - «Выстрел». В этом моноспектакле будет показана вся преддуэльная и дуэльная история Пушкина и д' Антеса.
Текст и фотографии: Инна Зайцева