Сказка – ложь, да в ней намёк…или нет?

27 сентября в культурном центре «Хитровка» состоялся спектакль «Забытые сказки», адресованный как детям, любящим оптимистичные мистические истории, так и взрослым, желающим вновь приобщиться к русскому фольклору. Организаторы также пригласили на мероприятие детей с ограниченными возможностями, намекнув, что представление будет понятно и интересно всем. Таковы были ожидания, теперь о реальности…Камерная обстановка хитровских подвалов сама по себе настраивает на мистический лад, в такой атмосфере повествование о чудесах и превращениях было очень кстати, а скупость декораций и их демонстративно прикладной характер (шины от автомобиля, цепи, оранжевые столбики, огораживающие ремонтные работы на дорогах) говорили о новом, постмодернистском прочтении мифов. Начало действия тоже интриговало: безмолвная женщина таинственно кружилась по залу, актер с дефектами речи и переводчиком рассказывал присказку, а ему многозначительно поддакивал некий горбун из Нотр-Дама. Вспомнив о приглашении детей с ограниченными возможностями, зрители могли подумать, что это попытка выразить содержание сказок и на языке жестов в том числе, а не совсем типичные персонажи с разнообразными отклонениями – прием, позволяющий юным зрителям стереть границы между «полноценными» и «неполноценными» действующими лицами. Если уж даже на сцене им есть место, значит, они ни в чем не уступают здоровым людям, и не стоит пялиться на них с видом брезгливости или любопытства.Однако ничего из этого не воплотилось в театральную жизнь. Дама без всякой связи с происходящим кружилась в неведомом танце, являя лишь абсурд ради абсурда, непонятый детьми, да и едва ли оцененный взрослыми зрителями. Актеры с дефектами речи и физическими отклонениями пропали, а те здоровые, что пришли на смену, подчас заикались, сбивались, хотя и ничем особенно не страдали. Исполнение сказок было ничем не примечательным монологическим чтением с традиционными фольклорными интонациями. Репертуар же авторы идеи подобрали такой, что забыть его, как минимум, сложно, то есть название постановки едва ли оправданно. Сомневаюсь, что кто-то из читателей забыл историю о Емеле и щуке, например. Кроме того, спектакль для детей давал довольно странную моральную установку: ничего не делай, все само собой сложится благодаря инфернальной силе, будь то куколка с родительским благословением или женихи, сами падающие с неба. Главное, быть с этими силами почтительным, а с людьми – добрым, а иногда и просто бессловесным исполнителем их воли. Тогда какие-то языческие полубожия снизойдут до помощи тебе, а тех, кто в ней отказал, жестоко накажут. Конечно, во времена, когда у всех народов сформировалась мифологическая парадигма мышления, эти истории воспринимались всерьез, но сегодня, в эпоху, когда литературное изобилие и творческая свобода дают нам исключительные возможности для экспериментов, едва ли есть смысл дословно пересказывать прошлое, повторяя все его недостатки. Сказки можно и нужно ставить, но через призму нового, современного прочтения. Сегодняшние дети уже в достаточной степени образованны, чтобы заскучать тогда, когда наши предки испытывали катарсис. Да и стоило бы хотя бы довести до полноценного выражения идею о спектакле на языках для всех зрителей, если таковая была. Возможно, если бы авторы идеи реализовали экспериментальную, смелую, нетипичную трактовку мифов, актерам было бы интереснее играть, и они не запинались с незавидной частотой. Кстати, в середине спектакля явственно почувствовался запах табака из-за перегородки, за которой исполнители ролей готовились к выходу на сцену. Перекур на детском мероприятии явно лишний, и, вероятно, свидетельствует о том, что артистам это действо тоже показалось недостаточно захватывающим.«Хитровка» славится тем, что является реально свободной площадкой для театрального новаторства, где зрители видели смелые, неожиданные, современные постановки в духе постмодернизма: «Красный квадрат», «Прогулка в темноте», «Мечтатель» и т.д. Последний, кстати, тоже был для детей, и выглядел гораздо эффектнее, да и эмоций у публики вызвал больше, ведь в нем участниками действия стали все присутствующие, и каждый спектакль был неповторим. Но «Забытые сказки», по нашему мнению, - не совсем то, что приумножит добрую славу «Хитровки».Наша редакция всегда положительно оценивала эксперименты гостей и обитателей этой арт-площадки, поэтому верит в ее светлое будущее и надеется на то, что данная рецензия не обидит актеров, авторов идеи и администрацию культурного центра «Хитровка», но даст им стимул смелее и гармоничнее развивать свой проект. Ну а поспорить или согласиться с вышеизложенным мнением можно лишь, побывав на спектакле, поэтому мы никого не отговариваем, даже советуем посетить данное мероприятие.  Автор - Мария Фрид

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения