Вы здесь
Главная > Кино > «Русские евреи» Леонида Парфенова: за вашу и нашу свободу 

«Русские евреи» Леонида Парфенова: за вашу и нашу свободу 

«Лендок» 1 октября показал третью, заключительную, часть полномасштабного проекта Леонида Парфенова «Русские евреи». Парфенов не побоялся попытаться «объять необъятное», и у него все замечательно получилось. Завершающая часть трилогии выглядит достойным финальным аккордом.
Начало повествования – первые послевоенные годы. С одной стороны – создание государства Израиль, с другой – разгром Еврейского антифашистского комитета в СССР и долгие годы антисемитизма. Борьба с космополитизмом как национальная идея.  Кафе «Норд» в Ленинграде больше не может носить подобное название, теперь мы знаем его как «Север». Поиск мнимых врагов, атмосфера злобы и подозрительности. Ненависть к евреям избирательна: кто-то получает премии и считается гордостью страны, кого-то ждут ссылки и расстрелы. Пик торжества этого мрачного абсурда – печально знаменитое «дело врачей». Репрессии выходят на новый уровень. Кто знает, куда бы повернулась судьба страны, если бы не смерть Сталина и начало новой страницы в истории СССР.  Несмотря на пресловутую «оттепель», гонения на представителей еврейского народа продолжаются. Травля Пастернака выступает здесь ключевым событием.
Интересные факты о тюремном жаргоне можно узнать из парфеновской картины. Немногие знают, что такие слова, как «шмон», «ксива» и «шухер»  вышли из иврита. Вообще, блатная тематика и еврейский народ неразрывно связаны. Александр Галич, Юз Алешковский, Владимир Высоцкий написали немало песен в блатном жанре. Но Высоцкий, вне всякого сомнения, стоит здесь особняком, ибо его творчество можно полноправно назвать энциклопедией советской жизни.
Новая веха в истории Советского союза и в еврейском вопросе – правозащитное движение, зародившееся в СССР после дела Синявского и Даниэля, а также событий «пражской весны». В фильме принимают участие непосредственные деятели диссидентства, которые рассказывают из первых уст, «как это было». Люди, которые не смогли остаться равнодушными к политической линии, которые взяли на себя смелость бросить вызов системе. Отдельная линия повествования в фильме, разумеется,  — проблема эмиграции в Израиль.
 
Внушительный список лиц, которыми мы не можем не гордиться: Аркадий Райкин, Михаил Жванецкий, Самуил Маршак, Борис Заходер, Лилиана Лунгина, Иосиф Бродский. Все они, будучи евреями по происхождению, сделали немало для развития отечественной культуры. И как же четко Парфенов показывает нам этот разрыв: культуры  русской, но не советской. Для автора две эти линии расходятся и не пересекаются, как и полагается параллельным прямым. Распад (естественный процесс, а не чья-то злостная акция!) СССР поставил точку в долгом еврейском вопросе. Теперь каждый волен сам определять свое происхождение, нет нужды менять фамилии и скрывать родственников. Нет позорной пятой графы – «национальность». Во многом, это и есть свобода.
Текст: Марина Константинова
Фотографии из открытого доступа
comments powered by HyperComments