Вы здесь
Главная > Изобразительное искусство > Fast art Катерины Муравьёвой

Fast art Катерины Муравьёвой

Катерина Муравьёва, художник и дизайнер, известная петербургской публике по арт-проектам  «Столовка», «Высокая мода канализации», «Память корней», побеседовала с Около  и поделилась планами на будущее.

Катерина, когда Вы почувствовали, что у Вас есть талант и тяга к искусству?  Где Вы получали образование?

Я училась  и продолжаю учиться всю жизнь. Но если рассказывать с самого начала — моя старшая сестра пошла в художественную школу, и мне вдруг тоже захотелось с ней. В результате я стала одной из лучших учениц у самого строгого преподавателя города Пензы. А родилась в Забайкалье, в закрытом городе «Чита 46». Мой папа – военный, и после очередного распределения мы оказались в Пензе.  Закончила Пензенское художественное училище по специальности «педагог- живописец» и долго сомневалась, где продолжить образование – в Пензе возможностей было мало. Выбор пал на Мухинское училище, отделение «Коммуникативный дизайн», где меня с остальными студентами учили разрабатывать фирменный стиль – концепцию проекта от и до. Было непросто —  ведь я со своей художественной базой резко сменила деятельность, ушла от масла,  работала с гуашью и акрилом.  Зато теперь могу и сфотографировать, и сделать визитку, и интересно описать свой проект.

Расскажите о ваших самых ярких арт-проектах.

«Высокая мода канализации» — это мой первый концептуальный творческий проект. А идея зародилась во время путешествий с мужем. Гуляя, я начала внимательно смотреть под ноги и отмечать люки, и мне пришла в голову мысль показать через них культурность, красоту города, отношение к искусству. Люк —  как пуговица на костюме,  такой же незаметный, но важный, без него никак. Я фотографировала их и потом выполняла макеты из пеноплекса  —  почти в натуральную величину. Инсталляция с люками из разных стран была размещена в «Этажах» в необычном ракурсе. Логичным продолжением этого проекта стала «Столовка» — я решила поднять люки на комфортную высоту – обеденного стола. Каждый посетитель выставки мог выпить чашку чая за столом, столешница которого — канализационный люк. Следующий этап развития – возможно, коммерческий проект для интерьера – например, хрустальные люки, почему нет?

Очень важен для меня арт-проект «Память корней». Его  идея пришла в голову моему мужу – он увидел и сфотографировал на побережье Финского залива размытые после сильного шторма корни деревьев.  Концепция выставки — память живая, культурная, которая в современном мире вытесняется  электронной. На арт-объектах снизу — мощные корневища, которые наверху превращаются в QR-код, ведущий посетителя на страницу проекта с идеей выставки и интересным контентом.

На выставке «Кассовый аппарат» я показала портреты покупателей через их покупки в магазине Это своеобразная разновидность натюрморта , созданная в соавторстве с покупателями.  Теперь думаю о проекте с суши – опять же на такой чёрной ленте.

Была выставка в Музее городской скульптуры с пешеходным переходом, выложенным из белых куриных яиц. Её лейтмотив – хрупкость человеческой жизни.

Все мои проекты – простые и стильные, их легко рассматривать и читать идею, посыл.

Расскажите об образовательном проекте «Fast art», которые Вы планируете запустить в ближайшее время. Как Вы пришли к идее обучения?

Честно признаюсь, я никогда не думала учить и не хотела, так как слишком критична к себе и другим. Но в какой-то момент пришло желание заняться, помимо собственных творческих процессов,  чем-то высоким и долгосрочным. Идея «Fast art» такова — я хочу создать некий экспресс курс, старт-ап для любителей искусства возможно, для подростков  лет  13-14 лет , которые пришли по направлению родителей , а может, и для людей, чей поезд уже ушёл – их родители в своё время отправили  учиться на экономиста, но они одарённые и всю жизнь мечтали творить.

Я не буду читать классические лекции, благо их сейчас много, великолепные в Русском музее, к примеру, которые я сама удовольствием посещаю.

Сколько будет длиться Ваш курс? Он будет включать и теорию, и практику?

Курс длится 42 часа 19 минут 5 секунд (длина марафонского забега —  42 километра 195 метров). За этот срок ученик выслушает курс теории и на практике опробует разные материалы (графит, пастель, уголь, акварель, акрил, масло), причём в определённых стилях (импрессионизм, кубизм).  Марафон по искусству будет длиться 2,5-3 месяца, по 2 часа 2 раза в неделю. Я хочу создать максимально комфортные условия – занятия будут проходить в моей мастерской, в домашней обстановке, в маленькой группе —  5-6 человек, с минимумом  учебников и максимумом практики.

Ученики смогут увидеть и оценить мои проекты, сам творческий процесс, я буду приглашать в гости дизайнеров и художников, водить учеников на мастер-классы. После основной части я собираюсь давать индивидуальные занятия наедине,  где буду искать изюминку у каждого. Я верю, что из каждого набора навыков и талантов можно создать очень концептуальные вещи, несмотря на то, что человек – непрофессионал.  С каждым учеником я  буду создавать его  историю,  но это будет одновременно и моя история, моё исследование.

В конце курса работы самых талантливых учеников я собираюсь выставить в галерее совместно с художниками – скорее всего инкогнито, ведь это очень важный момент – выставить свои работы  среди профессионалов и со стороны посмотреть, послушать  мнения. Возможно, в будущем даже появится фестиваль, где  профессиональная и непрофессиональная сфера будут сталкиваться, ведь в современном искусстве всё возможно.

Беседовала Наталья Стародубцева

Фотографии предоставлены Катериной Муравьёвой

comments powered by HyperComments