Вы здесь
Главная > Кино > Не всё в этой стране потеряно

Не всё в этой стране потеряно

16 сентября в Петропавловской крепости состоялась пресс-конференция фестиваля «Послание к человеку», в котором приняли участие: пресс-атташе Дмитрий Губин, директор конкурсных программ Алексей Медведев, арт-директор Алексей Плахов и президент кинофестиваля Алексей Учитель.

Алексей Учитель: Извините что так рано вас сюда созвали (пресс-конференция началась в 10 утра, прим. Около), но надо успеть всё показать и рассказать. Фестиваль приобретает новые оттенки: он стал глубоким, интеллигентным. Мы пытаемся молодеть. Вчера на Дворцовой состоялось открытие «Послания к человеку», и, как почти всегда в Петербурге, лил дождь, но было много народа. Люди смотрели фильм «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова и хлопали по ходу действия. Наверное, не все в этой стране потеряно. Вчера там присутствовал дух настоящего, истинного. Одним из почётных гостей «Послания к человеку» стал французский режиссёр Клод Ланцман, который очень любит Петербург. Сказал, что хочет посмотреть всю хронику блокадного Ленинграда. И я уверен, что это не просто слова.

Алексей Медведев: Клод Ланцман привёз свой новый фильм «Напалм» (действие происходит в Пхеньяне после чудовищной Корейской войны 1950 — 1953 года) — его до этого уже показывали на Каннском кинофестивале. Кино можно будет увидеть завтра, в 17-40, в кинотеатре «Великан Парк». Надеемся, что придёт много зрителей, и молодых, и зрелых. Кто не смог вчера посетить открытие, имеет возможность посмотреть «Человека с киноаппаратом» в кинотеатре «Родина» 18 сентября в 19-40. Фильм будет показан в плёнке, что само по себе — настоящее киноманское наслаждение. Ещё могу отметить фильм «Гармония» Лиды Шейниной — главную полнометражную работу в российском конкурсе, «Современный человек» (Ева Малвад, Дания — Германия) и «Кинооператор» (Кирстен Джонсон, США) — потрясающий портрет профессии.

Алексей Плахов: Фестиваль стал гораздо шире за последние годы. Его ядром по-прежнему остаётся документальное кино. Посмотреть всё физически невозможно, не разорваться. Хочу отметить ретроспективу, посвящённую революции. Это не только «Падение династии Романовых» (сегодня в 17.30 в «Авроре»), но и «Торре Бела» об истории захвата огромного поместья группой крестьян в центре Португалии в 1975 году (17 сентября в 19.20 в «Великане») или «Генеральный отчёт» о событиях в Испании после смерти диктатора Франко (18 сентября в 21.20 в «Великане»). В этом году у нас много независимого китайского кино — киноиндустрия там развивается в подцензурных условиях. Это очень непросто — независимые режиссёры не получают никаких денег от государства, но умудряются снимать острые фильмы. Как всегда интересна программа «Кино сверхреальности» — грань между игровым, документальным и анимационным кино очень тонка и условна. В рамках программы можно увидеть «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки (Финляндия), получивший премию Берлинского кинофестиваля. Это фильм о беженцах, но с очень авторским взглядом. Ещё покажем «Вестерн», построенный на современном актёрском мастерстве. Группа немецких строителей начинает сложную стройку в глухой болгарской деревушке. Чужая земля пробуждает в них не только дух авантюризма, но и предрассудки, связанные с языковым барьером и отличиями культур. Режисёр — Валеска Гризебах. Советуем «120 ударов в минуту», фильм — обладатель приза Каннского кинофестиваля. Тема — борьба со СПИДом на первом этапе возникновения этой страшной болезни.

Журналисты сумели задать несколько вопросов. Поинтересовались, например, какова дальнейшая судьба фильма «Человек с киноаппаратом», отреставрированная версия которого была показана на Дворцовой под музыкальное сопровождение симфонического оркестра «Таврический» (дирижёр Михаил Голикова).  Предлагали замахнуться на турне по городам России.

Алексей Медведев: Голландский институт восстановил копию фильма, это была их идея. Картинка получилась удивительно ясная. Кинофильм был восстановлен в 2004 году, но показов было очень мало. В России «Человек с киноаппаратом» вчера был показан впервые — мы заплатили голландцам, чтобы получить возможность показать фильм на Дворцовой. Кандидатуру композитора Мурата Кабардокова выдвинул Алексей Ефимович Учитель — Мурат молод, но уже работал с Александром Сокуровым — писал музыку для «Франкофонии». Он пишет классический авангард, основываясь на традициях классической музыки.

Алексей Учитель: Мы планируем показать фильм с оркестром в двух — трёх городах. Но и турне по России — идея замечательная.

Каким должен быть фильм, достойный участия в «Послании к человеку»?

Алексей Медведев: Мы ищем независимую документалистику и короткометражное кино. Нам нужны режиссёры, готовые заложить квартиру, чтобы снять фильм и реализовать свою мечту. Режиссёры, участвующие в нашем кинофестивале, как правило, сами продюсируют свои фильмы.

Возможно ли продвижение документальных фильмов в дальнейшем? Можно ли будет их увидеть, как фильмы «Артдокфеста», на онлайн-платформе?

Алексей Медведев: Идея «Послания к человеку» — массированный удар хорошего, интересного, независимого кино. Классическая фестивальная форма, как у Каннского кинофестиваля, пока не изжила себя. Мы делаем акцент на эксклюзивность — вы можете посмотреть эти фильмы только здесь и сейчас, и это важно.

Текст: Алла Игнатенко

Фотографии из открытого доступа

 

comments powered by HyperComments