Вы здесь
Главная > Кино > Психологическое давление на зрителя, насилие или новая художественная реальность?

Психологическое давление на зрителя, насилие или новая художественная реальность?

Долгие годы идут споры на тему незаменимости искусства в жизни человека. Одно удалось установить точно – оно необходимо каждому, для самосознания, для здоровья психики. Но вопрос, что именно даёт человеку прикосновение к прекрасному, остаётся спорным. Должно ли искусство развлекать, давать человеку ответы и наставлять на путь истинный? Ещё в начале 20 века всё это ушло в прошлое, когда Антонен Арто своим «Театром Жестокости» провозгласил новую эру в театре, эру самопознания.

Под «жестокостью» он понимал осознанное подчинение жизненным необходимостям, ломающее человеческую индивидуальность. Но она же служит и основой созидания, творческого процесса. Спектакли ставили актёров в ситуации пограничных состояний, заставляя зрителя испытывать эффект пограничного состояния, погружаясь в суть существования человека. Артист в данном контексте становится не личностью, но архетипическим отображением, побуждая зрителей погружаться в воспоминания. Коллективное бессознательное формирует мощные переживание событий реальной жизни, делая спектакль живым воплощением человеческого сознания. Здесь задействованы мифологические и ритуальные структуры, позволяющие артисту объединиться с миром и создать психологическую общность. Для создания театрального психологизма используются древние духовные практики, позволяющие открыть пути к самопознанию для человека, в данном случае через чувственное восприятие и эмоции.

Множество современных французских кинорежиссёров уже обращались к созданию подобных эффектов, обращаясь к эротической тематике. Гаспар Ноэ активно использует мифологию в своих картинах. При этом его персонажи раскрыты через реальные переживания актёров. Например, сцена секса сняты с отречением от эффекта имитации. Другая известная деятельница искусства Катрин Брейя уже многие годы использует эротическую тематику в своих фильмах, прославляя экспериментальный кинематограф, она написала множество сценариев с сексуальными сценами, переходящими все существующие табу и запреты, которые приняты в обществе. Здесь ярко используется психологический аспект искусства, раскрываются гендерные взаимоотношения и тема насилия. Ещё в 20 веке Катрин приняла участие в создании знаменитых эротических фильмов Бернадро Бертолуччи и Федерико Феллини.

Данные концепции взяты за основу в фильмах режиссёра Филиппа Гранрийе, который творит в традиции истоков французского трансгрессивного кино. Фильмы Гранрийе – это всегда эксперимент с сознанием, попытка донести специфику психологических состояний человека через полное раскрытие тела и души героев в симбиозе. Именно через архетипические образы, душевные и телесные страдания, смешанные с наслаждением, режиссёр ищет пути к освобождению. Таким образом, зритель «участвующий» в просмотре, способен не только осознать множество метафизических форм, к тому же, переосмыслить суть кинематографа, отправляясь в безграничное путешествие свободы самовыражения сущности человека, вместе с ним.

18 июня в киностудии «Лендок» прошёл эксклюзивный показ фильма 2016 года «Наперекор ночи» Филиппа Гранрийе. В основе ленты сюжет о музыканте Ленце, который приезжает в Париж, чтобы найти свою возлюбленную Мадлен. В ходе сюжета он знакомится с медсестрой Элен, которая переживает тяжёлую потерю сына, находя выход в физических страданиях посредством участия в коллективном насилии. Также Ленц состоит в отношениях со своей давней подругой Леной, которые становятся всё более запутанными, раскрывая сложные психологические проблемы обоих партнёров.

Все герои ленты проходят тяжелые испытания на своём пути к освобождению. Элен молча переживает драму потери ребёнка, пускаясь в череду запредельных по своей жестокости половых актов, таким образом, освобождаясь от страданий осознания потери своей материнской функции. Здесь нет места здоровым проявлениям чувств, так как поломанная психика требует абсолютного самоотречения и невероятной физической боли, чтобы впоследствии, найти выход для боли душевной, спрятанной глубоко в подсознании. Вторая героиня — Лена, дочь влиятельного властного человека и давно погибшей матери, которую она помнит лишь отчасти. Чувства Лены завязаны на серьёзных психических отклонениях. Внутри неё скрыта бездна любви и сострадания, которая может найти выход только через физическое и моральное доминирование над объектом чувств, жесточайшее насилие над ним. Осознав это, Лена испытывает стыд. Но всё же этот монстр, возросший в ней с течением жизни, побеждает её хрупкое девичье самосознание. Ленц проходит свой путь к катарсису через попытки помочь женщинам. Он приходит к насилию через любовь к Элен, и проходит обратный путь к осознанию бессмысленности жестокости, освобождая её и себя от страданий. Здесь даже имена способствуют раскрытию основных целей киноленты — их созвучие раскрывает идею об общности архетипических установок психики для каждого человека. Каждый герой – это всего один из множества обликов проявления бессознательного, в основе своей содержащий отсылку к матери и теме материнства. Так и Ленц в катарсисе и последующем освобождении приходит к завершению поиска материнского начала в себе и окружающем мире, через образ Мадлен. Психологическое объяснение происходящего приходит из уст отца героини Лены Виталия, таинственного, жестокого и властного человека. Он представляет Ленцу и зрителям архетипический образ рыбы, которая просто плывёт в аквариуме. Рыба здесь представлена как образ простого и цельного сознания животного, всё совершенство которого заключается в отсутствии самосознания и наличии, на фоне этого, абсолютного физического совершенства в каждый момент своего существования. Виталий говорит о том, что мы, как любое живое существо, стремимся к катарсису собственного совершенства и возможностей, к безграничной полноте бытия. Вся суть драмы человека заключена в его невозможности прийти к данному состоянию, так как, в отличие от животного, ему известен страх смерти.

Сила французского трансгрессивного кинематографа, и фильма «Наперекор ночи», в совершенной, качественной операторской работе, которая проделана с особой тщательностью и талантом. В фильме каждый кадр и план неслучайны, а продуманы с точки зрения психологии зрителя, заставляя с каждой минутой всё глубже погружаться в атмосферу. Сюжет раскрывается «флешбеками» и не всегда последовательными сценами, что позволяет зрителю постоянно вести внутренний диалог с самим собой и вновь возвращаться в сюжет, как параллельную реальность, распутывая вместе с героями сложный психологический клубок, опирающийся на коллективное бессознательное.

 

Этот фильм был показан эксклюзивно студией «Лендок» и в то же самое время кинотеатром в Москве. Несмотря на то, что кинолента была выпущена в 2015 году, это была премьера в России, где фильма до этого никто не видел, так как даже на электронных носителях его найти сложно. Наряду с «Наперекор ночи», в «Лендоке» постоянно проходят показы эксклюзивных и необычных фильмов. Организаторы признаются, что их основная цель показать авторское яркое кино, которое расширяет представление об этом искусстве и аудитории. Для просмотра не нужно специальное образование или осведомлённость обо всех новаторских методиках в кино, не обязательно называть себя модным сейчас словом «синефил». «Лендок» приглашает всех желающих, главное – это стремление к рефлексии, желание участвовать и обсуждать.

Филипп Гранрийе в одном интервью рассказывал о том, что его авторское видение заключается в желании показать абсолютные эмоции, через физическое воплощение в реальный момент времени. Основу составляют яркие кадры событий, снятых под нетривиальным углом, и их энергетика, переданная через призму людского восприятия, отвергающую полумеры. Его мечта — это полностью «спинозианский» фильм, передающий эмоции в чистом виде. Возможно, когда-нибудь мы сможем увидеть его в «Лендоке».

Текст: Виктория Попова

Фотографии из открытого доступа

comments powered by HyperComments