Вы здесь
Главная > Без рубрики > «Последний звонок»

«Последний звонок»

Пьеса в двух действиях «Последний звонок» в постановке Московского театра русской драмы под руководством заслуженного деятеля искусств России Михаила Щепенко относится к тому разряду спектаклей, которые долго анализируешь уже после просмотра. С каждой новой мыслью приходит осознание глубины проблематики и поражает (одновременно восхищает), как мастерски реальность переложена на сцену. Автор пьесы Юлия Аверина в 2010 году стала лауреатом конкурса драматургов «Долг. Честь. Достоинство».

Первые минуты спектакля. На Малой сцене театра Армена Джигарханяна стоят школьники, с уст которых слетают имена знаменитых молодогвардейцев – Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Юлия Громова и другие. Олег Кошевой читает клятву, и зрители уже уверены в том, что постановка посвящена «Молодой гвардии». Но резкое «Стоп!» из-за кулис заставляет очнуться. На сцене появляется актер Дмитрий Щепенко в роли руководителя детской театральной студии Анатолия Дмитриевича. Все сразу становится понятно – спектакль в спектакле.

Стоит отметить, как удачно с метафоричной точки зрения подобрана локация действия – Детский дом творчества как раз то место, где Валентин Прохорович (Сергей Нестеров) и Анатолий Дмитриевич занимаются культурным воспитанием молодежи. Для юношей и девушек, учеников студии, их руководитель является не только наставником в творческой деятельности, но и моральным ориентиром.

Анатолий Дмитриевич видит в них прежде всего личностей: каждый участник имеет право высказать свое мнение, предложить что-то новое. Если у подопечных возникают вопросы, он старается дать им не однозначный ответ, а предоставить возможность порассуждать о том, что могли испытывать молодогвардейцы, что такое злоба, ненависть, месть, порождаемая любовью к родителям и близким, – характерная черта учителя и хорошего руководителя. Ученики в свою очередь прислушиваются к его советам.

Пьеса не была бы пьесой, если по мере развития действия не появлялись новые персонажи, не было бы своей «санта-барбары» и отсутствовал конфликт. Конфликт, разумеется, идейный. Столкновение интересов, жизненных приоритетов, стремлений, разное видение проблемы и ее понимание приводит к тому, что даже из самой крепкой цепи выпадает одно очень важное для всех звено.

Здесь нет однозначных персонажей. Герои наполнены личными переживаниями, волнениями, у каждого из них свой собственный характер, своя неповторимая история. И на тот или иной поступок у каждого находятся свои мотивы. Ни о ком нельзя отозваться плохо, как, впрочем, и в жизни. Артисты показали, насколько разным может быть восприятие проблемы у людей, как на поступки способно влиять общество, семья, друзья, воспитание и даже материальное положение.

Последний звонок завершает один из этапов жизни, давая начало новому. Фактически зрители стали свидетелями взросления. Это сложная пьеса с невероятно сильными «моральными качелями» для юных сердец. Постоянное размышление о том, что является подлостью, а что можно оправдать и простить, усиливается героическими сценами «внутреннего» спектакля «Молодая Гвардия». Как раз он и подкрепляет диссонанс в голове – тут уже не на шутку сочувствуешь персонажам, которые играют национальных героев на своей сцене с осознанием того, что их поступок недостоин считаться геройским.

«Последний звонок» лишний раз напоминает о том, что все наши действия имеют свои последствия. И чтобы за эти последствия не было отчаянно горько, важно с самого начала понимать, что ни одно хорошее дело нельзя построить на подлости.

Автор: Дарина Покровская

Фотографии взяты из открытого доступа сети Интернет

comments powered by HyperComments