«Оскар и Розовая дама. Письма к богу» приоткрывают завесу тайны
Невероятно необычный и красочный мюзикл «Оскар и Розовая дама. Письма к Богу» предстал перед зрителями на генеральном прогоне 8 июня в БКЗ Октябрьский. Правда, не во всей красе. Создатели приняли решение лишь приоткрыть завесу тайны этого невероятно сложного проекта, сохранив интригу до премьеры, которая назначена на 14 октября этого года.
«Оскар и Розовая дама. Письма к Богу» поставлен по произведению Эрика-Эммануэля Шмитта, о мальчике Оскаре, чей неутешительный диагноз заставит его прожить целых 120 лет всего за 12 дней. А помогает ему в этом Розовая Дама, волонтёр детского госпиталя «Бабушка Роза», которая станет настоящим другом и учителем, помогая познать жизнь и преодолеть смерть. В этом и заключается главная идея произведения – «смерти нет». Тема любви так же является основной, выражаясь в отношениях Оскара и девочки с «голубой кожей» Пегги Блю. Многообразие сложных и порой грустных тем, затронутых в повести, в данном проекте преподнесено в трагикомичном формате мюзикла, что уже вызывает необычайный интерес публики. Создатели выбрали действительно непростую задачу, и реализуют её с энтузиазмом и знанием дела. Это не первая постановка «Оскара и Розовой Дамы» в России. Постановка Владислава Пази в театре имени Ленсовета уже 2004 году сделала повесть известной в стране. История получила любовь публики, подарив своим создателям премию «Золотая маска». Но творение предшественника и современная интерпретация - две совершенно разные истории. Создатели проекта изменили концепцию, украсив её элементами сказки Гофмана «Щелкунчик», которую Розовая дама будет рассказывать Оскару на сцене БКЗ Октябрьский, вместо оригинальной истории о Душительнице из Лангедока. Многие поклонники студии Makers Lab ссылаются на то, что это дань новогодней атмосфере в повести, однако сказка «Щелкунчик» - такое же серьёзное произведение, здесь и борьба, и освобождение, и вера в чудо и высшее предназначение. А образ Мышиного короля в мюзикле отлично отражает противостояние жестокого мира и тонкой юношеской души. Смелая интерпретация повести вызвала интерес самого Эрика-Эммануэля Шмитта, который обещал быть 14 октября на премьере.
Этот проект уникален в своём роде, он полностью адаптирован для слабослышащих, к тому же в самой постановке главные роли исполняют глухие артисты их московского театра «Недослов». Илья Мельников и Виктория Барышникова продемонстрируют в совершенстве «жестовое пение», развивая его хореографическими и игровыми элементами, по специальной методике. Их роли, в виде душ главных персонажей, будут дублировать поющие артисты музыкального театра Антон Авдеев и Вера Свешникова. Танцующие артисты из коллектива «Синяя птица» целый год изучали язык жестов, чтобы наполнить смыслом каждое свое движение. Главной технической загадкой так и остаётся реализация задумки – привлечь слабослышащих к просмотру, так как результат работы танцоров должен быть виден даже с самых дальних рядов, что сделать невероятно сложно. Но об этом можно будет судить только после премьеры.
Авторы Ирина Афанасьева и Мария Ошмянская признаются, что конечной целью является наиболее совершенное воплощение идей на большой сцене, поэтому корректировки в сценарий вводятся постоянно. А тем временем артисты, в перерывах между напряжёнными репетициями , проводят мастер-классы по языку жестов для того, чтобы подготовить поклонников предидущих проектов Makers Lab, мюзиклов «Чудо-Юдо», «Мастер и Маргарита», и «Демон Онегина», к новым впечатлениям.
Музыке в проекте уделили особое место, тут и профессиональный вокал уже состоявшихся звезд сцены, и музыка Петра Ильича Чайковского в современной аранжировке, и работа композитора
Антона Танонова с его фирменной подписью – арией «Дней круговерть…». А визуально проект скорее выстроен крупными и заметными частями, где нет ничего незначительного, и всё имеет особый смысл. Например, старинные часы, которые символизируют жизнь Оскара. И органичные костюмы пятидесятых годов у персонажей, и внушительные образы из «Щелкунчика».
Мюзиклу неслучайно присвоено возрастное ограничение 12 плюс, ведь он о сакральных понятиях в жизни человека, которые лежат далеко не на поверхности. О поисках выхода, о перерождении души, всех этапах жизни – каждый вынесет для себя особые уроки, но, несомненно, мюзикл заявляет удивительные цели: и развлечь зрителя, и настроить на переосмысление жизни.
Однако на суд прессы предстали лишь три небольших отрывка «Оскара и Розовой Дамы. Письма к Богу». Продюсер Ирина Афанасьева объяснила такую недосказанность желаем доработать сложнейшие детали организации артистов на сцене, которые ещё не вполне совершенны. Создатели и артисты заметно взволнованы, ведь если удастся воплотить амбициозные идеи в жизнь, мюзикл станет действительно выдающимся событием, повторить которое будет сложно в ближайшие годы. Такой размах обусловлен ещё и тем, что это завершающий проект Makers Lab.
Интрига имени исполнительницы роли Розовой дамы так и осталась нераскрытой. Теперь на все вопросы поклонники получат ответы только на премьере, уже осенью этого года.