Вы здесь
Главная > Театр > По переулкам памяти

По переулкам памяти

Между тем в Театре Дождей премьера — моноспектакль актрисы Анны Косенко «На берегах Невы» (режиссёр — Александр Иванов). 25 апреля был предпремьерный показ. В основу спектакля легли воспоминания поэтессы Ирины Одоевцовой, жены Георгия Иванова, любимой ученицы Николая Гумилёва и просто очень красивой женщины. Она была современницей великих людей, и именно они — главные герои спектакля. Одоевцова пережила их и умерла в 1987 году. Из ее мемуаров можно прочитать личные моменты из жизни великих, и рассказывает она о них с большой любовью.

О любви повествует и спектакль Анны Косенко. Как было сказано выше, это моноспектакль — актриса на сцене одна. Но вместе с ней там целая эпоха, эпоха во многом трагическая, и огромный литературный багаж. Сама Одоевцева, хоть и была одарённой поэтессой, оставила после себя небольшое количество стихотворений. В них во всех она — как будто маленькая девочка в кругу гениев слова. Это нежные и лирические стихи.

Ни Гумилев, ни злая пресса
Не назовут меня талантом.
Я — маленькая поэтесса
С огромным бантом.

Видимо, собственному творчеству она предпочла сохранение памяти о своих великих современниках. И это действительно невероятно важно — помнить.

Конечно, в спектакле много поэзии — и поэма Блока «Двенадцать», и его же «Незнакомка» отрывок из «Реквиема» Ахматовой, и Маяковский, и все-все-все. Но важна и визуальная составляющая. Тут и бант Ирины Одоевцевой, и жёлтая шаль Анны Андреевны, и пиджак печального поэта Осипа Мандельштама, и шапка Николая Гумилёва.

Сюжет спектакля строится на том, что Ирина Одоевцева обучалась у Николая Гумилёва на литературных курсах. И именно этот поэт с тяжёлой судьбой ввел ее в элитарный поэтический круг. А в финале постановки поэтесса вместе с мужем Георгием Ивановым уезжает «с берегов Невы» на берега Сены — в эмиграцию во Францию. Это был 1922 год. Вернулась она в Ленинград через 65 лет… Уже не было никого из тех, кем она восхищалась. Ещё в 1921 расстреляли ее учителя Николая Гумилёва, в этом же году умер Блок, в 1930 не стало Маяковского, в 1938 — Мандельштама…

Смотря спектакль, понимаешь, как опасно быть поэтом при тоталитарном режиме, особенно если ты гений. Тебя могут расстрелять или отправить в лагерь, потому что ты мыслишь и живёшь не так как следует. Борьба с инакомыслием — главное развлечение авторитарного режима, и она была, есть и будет. Но слава богу, всегда будут и смелые талантливые  люди, которые не боятся отстаивать то, во что верят. Лучше и страшнее Осипа Мандельштама об этом пока никто не смог сказать.

Мы живём под собою не чуя страны

Наши речи за десять шагов не слышны…

Текст: Алла Игнатенко

Фотографии Театра Дождей

 

comments powered by HyperComments