Вы здесь
Главная > Музыка > Репортажи > Enter Shikari: Take to the Skies

Enter Shikari: Take to the Skies

Они смешали пост-хардкор с электроникой и получили гремучую смесь. Они как безумные ученые: не боятся экспериментов и открывают новые горизонты. 18 мая Enter Shikari вернули А2 к своему началу, отметив десятилетие альбома Take to the Skies!

В уже очень далеком 1999 году появилась британская группа Hybrid, в которую собрались вокалист Рау Рейнольдс, бас-гитарист Крис Баттен и ударник Роб Рольф. С приходом гитариста Рори Клюлоу она трансформировалась в знакомую нам Enter Shikari — в честь лодки дядюшки Рейнольдса. Кстати, в переводе с одного из индейских наречий «Шикари» означает человека на охоте.

И эти «охотники» продемонстрировали первобытную смелость на музыкальной сцене, пускаясь в эксперименты. Условно их стиль называют транскором, но на самом деле описать одним словом свою музыку не берутся даже сами участники группы. 19 мая перед концертом в Москве Рау Рейнольдс и Рори Клюлоу побывали на «Вечернем шоу» в эфире радио «Максимум», и в итоге ведущие попросили слушателей помочь в этом вопросе. «Шиккор», «пау-пау-паукор», «дачтоугоднокор» — последнее Рау и Рори особенно пришлось по душе. Хотя они признались, что сами не понимают, почему ко всему добавляется «кор».

Прошло много времени, прежде чем в 2007 году Enter Shikari выпустили первый полноформатный альбом — Take to the Skies. Группа принципиально не хотела становиться знаменитой: считала, что с приходом популярности придется подстраиваться под мейнстрим, а участникам хотелось остаться независимыми. Они — приверженцы неформального девиза «Do It Yourself» и в своей работе полагаются на себя. Take to the Skies разошелся благодаря интернету и занял четвертое место в хит-параде Британии.

В юбилейный для пластинки год Enter Shikari вновь собрались в плаванье. На волнах тура они доплыли до России и, отыграв концерт в Краснодаре, направились в Петербург, в старый добрый и вместительный А2.

It’s an Omen!

На часах было восемь, когда вперед Enter Shikari зажигать зал вышли гости из далекой Осаки — Crossfaith. Эти японские гости уже не раз приезжали в Россию — в 2014-м, в 2016-м, теперь и в 2017-м годах. Зарубежные критики описывали Crossfaith как Slipknot, рвущий на кусочки The Prodigy. Вот уж что точно порвали эти ребята 18 мая, так это А2.

Казалось бы, всего восемь треков, но каким драйвовым было их выступление. Crossfaith буквально заставили публику сойти с ума. Безумием руководил Кэнта Койэ, который на первом же треке Monolith призвал собравшихся разойтись в серкл-пит. По его велению в воздух взмывали руки, ноги отрывались от земли в прыжке, из горла вырывался крик. Добавил жару клавишник группы Теруфуми Тамано — ходячий катализатор сумасшествия. Он кружил по сцене, хэдбенил, спрыгнул в первые ряды, снял куртку, оставшись топлесс… В процессе сделал большой глоток явно градусной жидкости из бутылки. Пяти бригад пожарных не хватило бы, чтобы потушить такой дикий огонь.

После песни Wildfire Crossfaith ушли за кулисы, и зрители затребовали их обратно. Музыканты вышли и заиграли System X. На сцене бас-гитарист Хироки Икегава появился с водяным пистолетом, из которого и сам пил, и партнерам по группе давал. Чем именно был наполнен пистолет, сказать не возьмусь: на толпе Икегава его не опробовал.

Все песни Crossfaith отличны, но одну собравшиеся ждали чуть больше остальных — кавер на хит The Prodigy — Omen. Кэнта Койэ призвал зал поднять руки вверх и захлопать с началом композиции. В итоге исполнял Omen единый огромный хор «Crossfaith & А2». Время от времени вокалист замолкал, давая зрителям солировать. В середине песни Койэ заставил весь зал сесть. В прямом смысле весь зал: куда ни посмотри, сидели все. «Раз-два, раз-два-три-четыре» — и в один момент из приседа А2 подскочил, продолжив отрываться.

Но хотя Omen была долгожданной песней, кульминацией выступления Crossfaith стал их последний трек Countdown to Hell. Зал снова разошелся в серкл-пит, на этот раз — в очень большой. Чтобы представить масштабы: сначала я стояла с правой стороны сцены, недалеко от центра — с моего уютного места меня унесло совсем в правую сторону, под вип-трибуну. Койэ попросил зал снова поднять руки вверх — и показать средний палец. После этого толпа устремилась к центру и заносилась по кругу.

Разве можно это называть «разогревом»? Живое, бодрое, импульсивное, дикое — описывая выступление Crossfaith, эпитеты можно подбирать еще долго. Группа выложилась на 110% и заставила выложиться настолько и собравшихся. Они не разогрели толпу — сожгли напалмом. И это было мощно. Ждем их обратно с сольной программой.

Японских гостей А2 проводил скандированием «Спасибо, спасибо» — и потянулось ожидание. Зал переводил дыхание, пока на сцене царила «группа Техники». Народ тепло принял звуковика, который, проверяя микрофоны, поприветствовал Питер. А в остальном после отжига с Crossfaith установилась томящая атмосфера. Пару раз зал зарядился и позвал Enter Shikari, и все равно чувствовалось напряжение.

«Опаздываем, мальчики, просто помираю», — проговорила стоявшая за мной девушка. В ее голосе чувствовалось нетерпение. Все это томление будто повисло вопросом: ну когда, когда, когда же? «А вот сейчас!», — ответила наконец вселенная, выводя долгожданных музыкантов на сцену ровно в девять вечера.

Enter Shikari

Рау Рейнольдс упоминал, что в рамках этого тура Enter Shikari сыграет все песни со своего первого альбома. Правду сказал: в сетлист группа включила все треки с Take to the Skies, оставив за бортом разве что интерлюдии. Разбавили программу песни со свежего альбома The Mindsweep, была одна — Juggernauts — с Common Dreads. Все эти песни зал знал наизусть, так что громко подпевал. Группа была только рада: время от времени Рау подхватывал микрофонную стойку у основания и протягивал ее подальше в зал, чтобы зрителей было лучше слышно.

Пока одни подпевали, другие думали о том, как бы выжить: едва зазвучал первый трек Stand Your Ground; This Is Ancient Land, как начался беспощадный слэм. Меня саму крутило, вертело, сминало всмятку и качало из стороны в сторону, как бы я не пыталась держаться. Пару раз я всерьез опасалась, что не удержусь на ногах. Только прибившись к самому первому ряду, я нашла свой островок спокойствия.

И этот слэм был только началом. Охранники то и дело ловили стейдждайверов, иногда — по нескольку за одну композицию. Оглянувшись на толпу на Sorry, You’re Not a Winner я увидела в центре зала зажженные файеры. После концерта появились сообщения, что некоторые из зрителей получили травмы: рассказывали и про синяки, и рассечение бровей, а кому-то не повезло и ногу сломать. Всем пострадавшим — скорейшего выздоровления, остальным — старайтесь соблюдать осторожность даже в самых эпицентрах концертного месива.

После отрыва на Crossfaith я чувствовала себя уставшей, но в этом аду зарядилась адреналином и открыла второе дыхание. А как не зарядиться, когда зажигают Enter Shikari? Рау чего только не творил: размахивал микрофонной стойкой над головой, носился по сцене, запрыгивал на колонки. Отдельный разговор — шаманские танцы с элементами твиста и походкой а-ля Годзилла. Ноги Рейнольдса двигались, в то время как корпус оставался неподвижным, и складывалось впечатление, что они крепятся на шарнирах. Добавьте к этому мерцающий яркий свет, создающий эффект раскадровки — это выглядело запредельно невероятно.

Все это происходило на фоне баннера с гербом с обложки альбома-юбиляра, который менял свой цвет вместе с освещением сцены. Техническая часть концерта была выполнена на славу, но без неполадок обошлось. На песне Enter Shikari у Криса Баттена порвался гитарный ремень. Решать проблему пришлось прямо на месте заклеиванием армированным скотчем. Гитаристу было тяжело играть, пока техник разбирался с ремнем, и все равно он старался вернуться к своей партии. Вообще надо отдать техникам группы должное: они работали весь концерт без перерыва и помогли сделать отличное шоу.

OK, Time for Plan B

Enter Shikari же устроили на сцене представление в своем неповторимом стиле, и поучаствовал каждый из музыкантов. Все они попеременно обращались к публике, побуждая пошуметь и представляя песни. Роб Рольф перед Return to Energiser протяжно завыл по-волчьи на радость залу. Зал ответил долгим скандированием «Шикари! Шикари!». Некоторое время музыканты и слова вставить в этот крик не могли, ударник еле коротко сказал «спасибо» за такую поддержку. Тогда слово взял Крис Баттен, предложивший «поблагодарить» криком и Crossfaith.

Они так хорошо держали внимание публики, что я не сразу заметила подвох: в этот момент со сцены исчез Рау. Мало ли, ушел за кулисы перевести дух, но знакомые со стилем Enter Shikari знают, что не все так просто. Не появился вокалист на сцене и с началом Return to Energiser — а голос все равно откуда-то доносился. Тогда народ обернулся — и увидел Рау с другой стороны зала, зажигающего среди фанатов. На одном из прошлых концертов он и вовсе взбирался на вип-трибуну и прыгал с высоты. В этот раз здесь все было чуть сдержаннее.

Вернувшись после этого на сцену, Рейнольдс с довольной улыбкой отсалютовал толпе бокалом с водой с лимоном. Достал телефон, поснимал зал и себя заодно. Низким голосом мелодично проговорил: «Эй. Мы рады вернуться еще раз. Еще ра-а-аз». Громко призвал всех веселиться — и запел Jonny Sniper.

Перед последней песней Adieu Рольф на весьма чистом русском сказал залу «спасибо большое». Зал тоже сказал свое громкое и протяжное «спасибо», только другим словом: столько же букв, начинается с «за». Рау даже подыграл на акустической гитаре этому скандированию. На Adieu зал сел. После забойной программы эта спокойная расслабляющая мелодия-прощание казалась особенно трогательной.

Ну, как — прощание: отпускать Enter Shikari так просто А2 не собирался, и группа вышла на бис. Роб Рольф подошел к микрофону, держа в руках листок бумаги. Сосредоточенно он по-русски прочитал слова благодарности фанатам. «Мы вас всех любим» — и это взаимно.

На бис прозвучали Redshift, OK, Time for Plan B и The Appeal & the Mindsweep II с последнего релиза. Рау призывал всех прыгать вместе с ним, и грех было не выполнить его просьбу. Еще дальше в стремлении быть со зрителями пошел Рори Клюлоу: он спустился в зал и играл, сидя на плечах техника. Затем он пробежался вдоль первых рядов, раздавая протянувшим ладони «пять». Свою «пятюню» от Рори я тоже словила: бьет он довольно крепко, некоторое время рука еще гудела.

Такие концерты запоминаются на всю жизнь. Юбилей первого большого альбома Enter Shikari удался на славу. То ли еще будет, когда они приедут в Петербург с новыми работами!

Текст: Екатерина Архипова
Фото: Евгений Суперикин
За предоставленные фото благодарим концертное агентство «Мельница»

comments powered by HyperComments