Вы здесь
Главная > Театр > Девять слов на двоих: Марина Кацуба и Дима Птицами

Девять слов на двоих: Марина Кацуба и Дима Птицами

Заявить о себе как о поэте сейчас легче, чем когда бы то ни было: страница на Стихами.ру, паблик или группа вконтакте, сайт или блог. Интернет-поэзии так много, и так мало на ее фоне значимых поэтических фигур, способных найти в себе силы, изобретательность и амбиции, чтобы выйти за рамки всемирной паутины и зазвучать по-настоящему. Прекрасный образец такого прорыва — петербурженка Марина Кацуба. Поэтесса, автор трех сборников (“22”, “М”, “Ты”), единственная девушка-победитель “Битвы-поэтов” и хип-хоп батла VERSUS, обладательница премии “Тэфи”, в прошлом году выпустила дебютный музыкальный альбом “Сегодня”. Еще один пример — днепропетровский сетевой поэт — Дима Качмар, известный под псевдонимом Дима Птицами, автор двух бумажных книг и нескольких аудио-альбомов стихов.

Знакомство поэтов произошло на прошлогоднем фестивале вКонтакте и вылилось не только в добрую дружбу, но и сотрудничество, своего рода эксперимент: 20 мая на сцене Музея современного искусства Эрарта Марина и Дима представили совместную поэтическую программу “9 слов”.

Согласно задумке поэтов, программа была основана на древнеиндийском трактате Натьяшастра, о сценическом искусстве и следует своей логике за сборником “9 рассказов” Сэлинджера Основа вечера — это 9 слов: Любовь, Веселье, Печаль, Отвага, Гнев, Страх, Отвращение, Удивление, Спокойствие.

“Поэтическая программа” на деле же стала многогранным и сложным действом. Чтение стихов сопровождала живая музыка. На пианино играла Анастасия Кушнарова, студентка СПБ МУ им. Мусоргского, известная работами с музыкантами Jazz-Hop Trio, Хамиль (Каста), MasterSoHai, Verhovski. На басу играл композитор, мультиинструменталист, музыкант Виктор Санков, известный совместными работами с группами Сегодня Ночью, Nina Karlsson и участник группы Полюса в настоящее время. Каждое из слов сопровождал специально смонтированный для этого вечера шикарный видеоряд, Отвага — это море и небо, Любовь — это прикосновения, Гнев — это кричащий человек, Спокойствие — это распускающиеся цветы, Отвращение — это ползущие мухи.

К видеоряду подобран аккомпанемент и стихами, которые Марина и Дима читали не по очереди, а в каком-то определенном ими порядке. Стихи Марины ироничные и острые, короткие о мужчинах, любви, о Петербурге, о поэзии. Стихи Димы — большие, законченные рассказы о Слове, о людях, о чувствах. Такие непохожие друг на друга стихи, но вдруг ложатся на одну мелодию, продолжаются голосами друг друга, отвечают друг другу строчками:

•Про птиц•

Эпиграф:
Если бы Бог вдруг тут близко был: ел со мной, пил, Я бы спросила: за что меня любят мальчики и собаки?
Но Бог далеко. Вместо Бога приперся ты.
Эдакий парень в рубахе. И мне захотелось заплакать.
И написать тебе очень простые стихи.
——
Летнее время крошится солнцем в мел. В детстве мне нравились нитки для макраме, Пестрые гладкие нитки. Но кто я теперь?
И от чего мне не страшно быть с тобой откровенной?
Что я успела соткать из своей суеты?
Я просыпаюсь, боясь что день будет пустым. И нет, мне не нужен — ты. Мне нужен новый стимул, Мой собственный — мне впритык.
В рост не пошла, уходила в разнос и в грязь Падала носом, пьяно, дурно смеясь.
И платья рвались. И с небом терялась связь.
И завтра мне — 30. Но вся ли дурь улеглась?
Помню отец говорил мне, что возраст — мудр.
В чем моя правда? В намеренном поиске мук?
Жизнь моя — шум. Жажда последнего утра.
Но я знаю о чем пишу. И не знаю — кому.
Необходимо быть принятым, выверить хит.
А это, прости меня, слишком простые стихи.
Скучный рассказ проходимца. Мне легко быть плохим:
Другом и автором собственных панихид.
Но летнее время крошится солнцем в мел.
Чайка взлетает, а сердце садится на мель.
Так ответь же мне, кто я теперь?
И, главное, кто я тебе?

М. Кацуба

Качмар — Друг.

Это было вчера:
Ночь, разговор и вино, Купленное из-под полы.
Утро, горькое, как полынь,
Провожая в кирхи
Набожных сударей и сударынь,
Щёлочью янтарной въедается В набережную и бульвары.
Мимо пекарен и фабрик рыжебородых,
Изгородь рта сомкнув кое-как, Я несу свой непрожёванный вопль.
Если ты река, то на дне твоём есть Камни, водоросли и утопленники.

Сердцу вторю,
Вдыхая пагубных ароматов букет,
Спускаясь в дремучую роздымь Караваном верблюжьим.
Я все звёзды,
Тщетно вырывающиеся из пике, Переплавил в охотничьи ружья.
Я бутыль жгучей откупорив,
Как труп, тащу раздумья воловьи
По дворам, да по кухням чужим, Но ты любишь меня, глупая, Такой чистой любовью, Которой я не заслужил.

Верная будущность:
В мякоть земель плодородных Вопьются новые черепа.
Кроткий век во всей полноте исчерпав,
Сухо, друг к дружке впритык, На столе кухонном почернеют цветы.
Если ты река, уставший путник не заметит
Ни ядовитый плющ,
Ни подгнивающие корни ракит,
Если ты река, то я чудовище, Жадно пьющее из этой реки.

Раскаленной спиралью вздымается свет,
Обнажая ветвь родинок И бронзовый якорь ключиц.
Я улыбаюсь, яко юродивый,
Что лестницу Иакова Пустил на растопку печи.
Яко юродивый,
Коий и в страшный шторм,
На задворках поместий и сёл Языком цепляет оголённые провода.
Мой любимый фильм
Это тот, в котором, несмотря ни на что, Я могу тебе всё отдать.

Целиком:
И в детской обиде, И в слове болезненном.

Облетят исподволь Исаакиевский сады. И ни слова не выдавить,
Будто мне самым грязным из лезвий Полоснули кадык.
Дёрнет вдаль,
Извиваясь, как червь дождевой,
Товарняк. Лишь украдкой рыча, Умоляю, не стой на ветру.

Если ты река,
В паутине пещер,
В самой жуткой из чащ, От теперь у тебя есть друг.

На дорогах,
Знакомых отнюдь,
Что врезаются анкером,
Незнакомцев пытливых распотрошив,
Сохрани меня,
Как и я наши дни храню,
В консервной банке Моей души.

Сохрани меня,
Как хранит лучшее платье Старик-костюмер.

Выворачивая хребет,
Занося годы странствий моих В потрепанную тетрадь.

Я вернусь к тебе.

Через боль или через смех. Спустя жизнь или спустя смерть.

Обещай же, что будешь

Ждать.

Д. Птицами

А вслед за стихами — объятия и рукопожатия прямо со сцены. Как и было обещано в анонсах, получился диалог-спектакль, насыщенный образами и смыслами, предлагающий зрителю почву для размышлений, движения и роста.

“Спасибо Санкт-Петербург. Это было тонко, душевно, прекрасно. Спасибо каждому зрителю за внимание и любовь.” — написала после концерта Марина Кацуба на стене в своей группе Вконтакте “Марина Кацуба poetry” и собрала 25 лайков. А в реальности же зрители аплодировали и звали на бис, дарили цветы и аплодировали снова.

“Пусть это будет история с хорошим концом или хорошая история история без конца. Лично я за второе”.

Текст: Катерина Егорова

Фотографии Дианы Валитовой

comments powered by HyperComments