Вы здесь
Главная > Кино > Утомлённые зимой

Утомлённые зимой

Недавно в просторном зале киностудии “Ленфильм” прошёл пресс-показ картины “Три дня до весны” за авторством Александра Касаткина. Выход фильма приурочен к 72-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, что вынуждает вобрать в себя как можно больше воздуха и замереть, с опаской и недоверием рассматривая очередной отечественный опус на столь серьёзную и болезненную для многих людей тему.

Говоря об общем впечатлении от “Три дня до весны”, стоит сразу же и безоговорочно отметить – военный детектив малоизвестного Касаткина выглядит вполне достойно и не вызывает отторжения в отличие от вторых “Утомлённых солнцем” перехваленного мэтра Михалкова. “Великое кино о Великой войне”, к слову, тоже в своё время было приурочено к одной из годовщин Победы. Киностудия не имела возможности вложить в свою картину крупные средства, и бюджет составил 183 500 000 р., что для современного военного фильма не очень то и много. Тем не менее, получилось кино, которое ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с тем же “Сталинградом” Фёдора Бондарчука, где вместо эпичной драмы зритель увидел эпичную пустоту и халтуру за 30 000 000 долларов.

“Три дня до весны” полностью снят на улицах Санкт-Петербурга, то есть именно в тех местах, где более семидесяти лет назад люди страдали и умирали, боролись с голодом, холодом и с самими собой. Благодаря этому, необходимая атмосфера отчаяния и изоляции ощущается практически повсеместно. Ввиду ограниченности в средствах съёмочная группа воздержалась от использования павильонов, поместив своих героев в живые интерьеры коммуналок, больниц, подвалов и т.д. Фактура локаций делает своё дело, а с руки художника-постановщика она становится более гнетущей и достоверной. Понимание этого приходит в тот момент, когда осознаёшь, что несколько стен и дверей в здании больницы выглядят эффектнее, чем целый отстроенный участок в “Сталинграде” с домами, улицами и площадью.

Продолжая разговор о визуальной части фильма, стоит сказать, что добротную работу постановщиков омрачают костюмы персонажей. Зритель видит перед собой ужасные последствия блокады Ленинграда, но внешний вид людей говорит ему об обратном. Их одежда выглядит так, будто её сшили буквально только что, причём особенно ярко это выражено в сценах с массовкой. Кроме того, ни один из героев не похож на страдающего от недоедания и болезней человека, а ведь действие картины разворачиваются в конце зимы 1942-ого, в самый сложный и трагичный период блокады города на Неве.

По сюжету фильма немцы хотят ускорить истребление жителей Ленинграда, пустив в ход отравляющие химические вещества. Помешать им должны присланный извне офицер Андреев со своим молодым помощником лейтенантом Гореликом и местный врач Марицкая. Интересным здесь можно назвать противостояние советских военнослужащих и местного криминального подполья, в ряды которых затесались завербованные шпионы и агенты Рейха.

Сами же немцы в кадре почти не мелькают и предпочитают оставаться в тени. В отечественном кино на военную тематику в последние десять лет прослеживается тенденция ко всему эпичному: открытая и бескомпромиссная конфронтация, масштабные баталии, бронетехника, самолёты, сотни убитых и т.д. А более камерный и тонкий жанр военного детектива наши постановщики и продюсеры как-то обходят стороной. По этой причине “Три дня до весны” держится немного особняком среди фильмов данного направления.

Однако, и тут не обошлось без ложечки дёгтя. Интересную завязку, конфликт и убедительную игру актёров портят отдельные элементы, например, небезызвестные штампы на определённые типажи того времени. Зритель хоть и видит немцев от силы две минуты экранного времени, но этого хватает, чтобы понять их карикатурность, которая кочует из одного военного фильма в другой. Также клише не избежал и зловещий сотрудник НКВД. Он пытается быть манерным и элегантным аки Ганнибал Лектер и, естественно, в одной из напряжённых сцен играет на фортепиано в кожаных чёрных перчатках, изображая рок и неизбежность.

Кроме того, фильм Касаткина ближе к финалу теряет весь накал. Сложное и опасное расследование начинает незаслуженно уходить куда-то на второй план, уступая место другой сюжетной линии, а именно — любви вопреки. Но это ещё полбеды. К сожалению, режиссёр со сценаристом полностью провалили финал своего творения, снимая кино в одном ключе, а заканчивая его в стиле Эмира Кустурицы. Чудесное спасение, похожее то ли на божье провидение, то ли на прилёт орлов во “Властелине Колец” (“The Lord of The Rings” – англ.) совсем не вяжется с тем, что зритель видел в течение прошедших полутора часов. Живые и влюблённые герои, солнце, показавшееся из-за туч, невероятно красивый Исаакиевский собор – это, конечно, прекрасно, ведь город спасён, да и весна уже на пороге. Но для наивных улыбок и счастливых слёз героев всё же рановато, ибо впереди ещё долгие три года лишений, боли и смерти.

Автор: Артур Мурадян

comments powered by HyperComments