Вы здесь
Главная > Кино > Танцы насмерть в будущем

Танцы насмерть в будущем

“Человеку нужно немного земли, чтобы благоденствовать на ней,

и ещё меньше, чтобы покоиться в ней”.

И. В. Гёте

“Плачь, плачь,

Танцуй, танцуй”.

Ева Польна

 

Рецензия на фильм “Танцы насмерть”

Через художественную литературу XX века извилистой красной линией проходит жанр антиутопии. “Вспышки” происходят то в одной части света, то в другой – туманный Альбион пестрит “Дивным новым миром” и “1984”, Америка отзывается своим “Фаренгейтом”. Не обошёл данный жанр и отечественную прозу, что отразилось в небезызвестных романах “Мы” Замятина и “Москва 2042” Войновича. Абсолютно каждый из вышеупомянутых авторов создавал свой неповторимый и жуткий мир, вписывая в его жестокосердные рамки сугубо личное видение человеческого настоящего и будущего.

Однако, перейдём к кинематографу.

Уже с 80-х – 90-х годов всё того же XX века антиутопия начинает по-новому воздействовать на сознание людей посредством кино, которое, в свою очередь, только усилило эффект отчаяния и страха. Теперь из глубины экрана на зрителей надвигалось что-то совсем конкретное и близкое им, ибо миры начали обретать

физическую форму, перестав быть лишь буквами на бумаге. Западные постановщики были весьма плодовиты – “Безумный Макс” (“Mad Max” – англ.), “Бегущий по лезвию” (“Blade Runner” – англ.), “Разрушитель” (“Demolition Man” – англ.), “Бегущий человек” (“The Running Man” – англ.), “Гаттака” (“Gattaca” – англ.), “Королевская битва” – продолжать этот список можно ещё очень долго.

Знакомство человечества с космосом и развитие техники сделали своё дело. Жанр антиутопии с течением времени приобрёл несколько другой окрас, мутировав в нечто под хлёстким названием киберпанк. Собственно, культовый “Бегущий по лезвию” (1982) до сих пор является эталоном данного направления. При просмотре отечественного фильма “Танцы насмерть” сразу бросается в глаза желание создателей следовать канонам киберпанка, однако, все их попытки на глазах превращаются в сплошное паразитирование.

Начать следует со стилистики ленты, так как драматургия здесь явно походит на текст, перенесённый с помощью очень дешёвой копировальной бумаги. Действие происходит в далёком 2070 году и, как вы можете догадаться, площадкой для смертельных танцулек выбрана Москва (да, опять, ведь кроме столицы РФ ничего другого в будущем уцелеть никак не может). Авторы фильма не упоминают названия города, но он периодически выдаёт себя не без помощи оператора. Тут тебе и разрушенное здание МГУ, и холодные развалины делового центра Москва-Сити.

Облик мира, в котором живут герои, эклектичен до нелепости. “Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…”, – слова Александра Сергеевича как нельзя кстати подходят для описания всего того, что вы увидите в “Танцах насмерть” невооружённым глазом. Действительно, авторы фильма нахватали отовсюду по щепотке. Отбросы общества выглядят под стать отбросам из “Разрушителя” (они тоже жарят шашлыки из крыс), бандиты из низов скопированы с таковых в “Безумном Максе” (они такие же сальные и наглые), бандиты, наделённые властью, и их солдаты бесстыдно взяты из “Эквилибриума” (“Equilibrium – англ.”). И неважно совсем, что вселенная “Безумного Макса” относится к категории дизельпанка, который живёт по своим законам и имеет совсем иную фактуру. Вдобавок к подобной неразборчивости, в финале картины появляются некие кураторы, облачённые в броню штурмовиков из всемирно известной звёздной саги. Какая разница, откуда это и для чего, ведь выглядит же стильно и круто. Костюмы отдельных персонажей вообще отдаёт откровенной халтурой и безвкусием. Если же затрагивать антураж, то он вызывает разве что чувство неприятного дежавю. Серый город, покрытый нескончаемым пеплом, уже давно всем приелся.

И всё же, помимо большого количества заимствований в зарубежных работах отечественными художниками-постановщиками, наиболее болезненно проходят для восприятия именно вторичность сценария и его ограниченность. Если вкратце о фабуле “Танцев насмерть” – Земля не может оправиться после неизвестной ядерной войны и страдает от последствий в виде мощнейших огненных извержений. Единственный способ утихомирить ядро – танцы молодых людей, большую часть из которых общество приносит в жертву матушке-природе ради собственного спасения.

Современное российское кино печально славится тем, что делает провальные картины, слепо ориентируясь на западную продукцию. Как правило, наши кинематографисты занимаются плагиатом успешных во всех отношениях фильмов, получая на выходе никому не нужный мусор. С “Танцами насмерть” масла в огонь подливает факт того, что его авторы сняли кино, взяв за основу, крайне неудачные фильмы. В данном случае, вопреки законам математики, минус на минус даст только минус.

В Голливуде в последние годы возникла тенденция создавать проекты на тему “подростковых” антиутопий. В широком прокате выходили целые серии фильмов, таких как “Голодные игры” (“The Hunger Games”- англ.), “Бегущий в лабиринте” (“The Maze Runner” – англ.), “Дивергент” (“Divergent” – англ.). Проблема этих историй в том, что их авторы предлагают читателям или зрителям миры, лишённые обоснований, логики, причинно-следственной связи. Просматривая их, постоянно задаёшься вопросами, но ответ на всё один: ”Потому что”. В этих фильмах, при всей мрачности жанра, прорывается наружу что-то слащавое и розоватое. К сожалению, “Танцы насмерть” – просто бездумная калька с вышеперечисленных неудач, а если быть точным, то с “Голодных игр” и третьей части франшизы “Дивергент”. Из первого позаимствовали идею с абсурдным состязанием, из второго — “лихой” сюжетный поворот.

К слову о состязании. В работе Андрея Волгина юноши и девушки не кромсают друг друга топорами, они танцуют и тот, кого “перетанцевали”, приносит свою жизнь в жертву Земле. С одной стороны, к этому можно отнестись как к своеобразной “фишке”, но всё же смотреть на абсурдные танцы, в которых напрочь отсутствует ритуальность, да ещё и под дабстеп довольно уныло.

Заключительными же ударами по фильму, которые ускорят и без того обеспеченный нокаут, будут слова о неубедительной и повсеместно вялой актёрской игре, о весьма посредственных спецэффектах и, конечно же, о безжалостных в своей тривиальности диалогах.

Автор: Артур Мурадян

comments powered by HyperComments