Вы здесь
Главная > Музыка > Tallinn Music Week 2017

Tallinn Music Week 2017

Девятый фестиваль новой музыки и городской культуры Tallinn Music Week (TMW) с 27 марта по 2 апреля собрал в столице Эстонии представителей самых разных жанров не только со всей Европы, но и с других континентов. Из Канады прибыл целый десант из пяти коллективов

На этом фестивале каждый мог найти себе что-то по вкусу: здесь был представлен и классический вокал, и джаз, и фолк, и поп, и рок, и хоп-хоп, и различные вариации всех возможных направлений музыки, названия которым, конечно, нашли для порядка, но их рамки давно уже никто не соблюдает. Три дня подряд все главные сцены старого города жили в едином ритме TMW.

Изначально мероприятие зарождалось как конференция для представителей музыкальной индустрии и шоу-кейс молодых талантов. Вот и в этот раз TMW остался верен традициям и был наполнен всевозможными встречами, дискуссиями, показами, ярмарками и прочими способами налаживания связей, которые как раз и проходили в течение всей недели. На фестивале поднимались вопросы развития городского пространства с учетом бережного отношения к окружающей среде, вопросы использования инноваций, роль и влияние традиционных медиа, развития предпринимательской среды с уклоном в музыкальный сектор, обогащение через культурное многообразие, и многие другие.

И всё же главным объединяющим межнациональным фактором была музыка. Такие фестивали служат, прежде всего, для становления прочных творческих связей. Приятно было замечать, что коллективы не ограничивались собственным выступлением и сразу не покидали площадку, а с интересом слушали творчество своих коллег, делились впечатлениями, обменивались контактами.

Но это всё, можно сказать, официальная часть, со стороны организаторов и участников. А как же выглядел TMW глазами обычного зрителя? И вот тут представляется оборотная сторона медали того, чем так гордятся устроители. Собрав под одной «крышей» более 230 участников, они поставили зрителю просто невыполнимую задачу – сделать выбор. Чтобы был понятен «масштаб бедствия»: в один из дней количество площадок, где одновременно играли разные музыканты, достигало 17 штук! Они хоть и находились все в старом городе, но всё равно невозможно было везде успеть. Если идти на старые проверенные группы, то не узнаешь что-то новое. Если, наоборот, ходить на всё неведомое, есть шанс ничего не найти по душе, если поставить целью посетить как можно больше мест за день, это будет похоже на сборник тизеров. Какую стратегию выбрать, как действовать?

Ваша покорный слуга не была знакома с большинством участников, так что оставалось только довериться своему концертному ангелу-хранителю и надеяться, что он приведет в нужное время и нужное место. И, как оказалось, это был единственно правильный вариант существования на фестивале.

Из личных открытий фестиваля хочется отметить эстонское трио Trad.Attack!, играющее зажигательную национальную музыку в современной обработке. Эти ребята с помощью гитары, волынки, барабанов и, конечно, своей бешеной энергетики смогли поднять с кресел зрителей Русского культурного центра, который по своему виду больше походит на оперный театр.

Немецкий пианист-экспериментатор Фолькер Бертельманн, выступающий под псевдонимом Hauschka, наоборот, усадил всех зрителей на пол в буквальном смысле слова. Его космическое звучание можно было впитывать только находясь в полулежачем состоянии. Невозможно было представить, что эту музыку можно сыграть одному человеку на таком классическом инструменте как рояль. Hauschka пускал в ход не только всяческие «примочки», но и задействовал самые различные инородные предметы, которые помещал в корпус рояля.

Отдельным блоком можно выделить представителей фольклорных направлений. На первый взгляд, они в своем традиционализме схожи – используют национальные костюмы и инструменты, песни и танцы. Но, что приятно удивляет, все они абсолютно разные и самобытные.

Финская певица SUAD по своей внешности больше напоминает инопланетную женщину, что отлично сочетается с её неземной музыкой, которая, почему-то была заявлена «альтернативой», а по сути оказалась приятной смесью ambient и pop.

C Dunkan, представитель Великобритании, оказался тем самым сочетанием несочетаемого, который дает неожиданный приятный результат. Сын классических музыкантов на сцене появился в спортивном адидасовском костюме, коротко стриженный, с акустической гитарой. Но весь огромный зал Kultuurikatel слушал его, затаив дыхание. Пожалуй, это лучший ambient, который доводилось слышать вживую.

Приятно удивил состав площадок. Это были серьезные заведения, вроде Русского культурного центра и Филармонии, гигантские лофты, маленькие клубы или уютные кафе. Никаких рамок и ограничений (кроме дикого для русского человека ценника на гардероб: в некоторых заведениях просили 1 евро за возможность сдать верхнюю одежду).

Подавляющее количество участников были, конечно, из Эстонии. На втором месте – жители соседней Финляндии, Россия заняла почетное третье место – 17 коллективов поехали представлять нашу страну.

Казалось, что весь Старый город дышал только фестивалем. Перемещаясь от одной площадки к другой по опустевшим улочкам, каждый раз возникало опасение, что все разошлись по своим теплым квартирам. Но, открывая очередную гостеприимную дверь и встречая множество восторженных зрителей разных возрастов и национальностей, приходило понимание, что, на самом деле, весь город здесь, и на душе становилось как-то невероятно тепло. Пока мы будем жить творчеством и вдохновением, обмениваться культурными традициями и идеями во всем их многообразии, никакие границы нам не указ. А значит таким фестивалям быть, расти и привлекать всё больше сторонников качественной музыки со всех уголков нашей планеты.

Фото и текст: Наталья Кореновская

comments powered by HyperComments