Вы здесь
Главная > Музыка > Петербургский бибоп, хардбоп и постбоп от Harold Mabern Trio

Петербургский бибоп, хардбоп и постбоп от Harold Mabern Trio

4 апреля в Санкт-Петербургской Филармонии джазовой музыки состоялся вечер настоящего американского джаза. Атмосферу джазовых клубов 1960-х воссоздал известный американский джазмен, пианист и композитор Гарольд Маберн вместе с участниками собственного трио – Ари Роландом (контрабас) и Джо Фарнсвортом (ударные).

Перед началом концерта выступил генеральный консул США в Санкт-Петербурге. Он высказал соболезнования в связи со взрывом в метро, произошедшим 3 апреля. В своей речи консул сказал, что мир должен объединиться для того, чтобы искоренить терроризм. Этим вечером объединяющей силой стала музыка.

Вслед за консулом на сцену вышел ведущий концерта – Владимир Фейертаг – музыкант и музыковед, автор нескольких книг и энциклопедий о джазе, включая «Джаз от Ленинграда до Петербурга» и «Джаз. XX век». Величайший знаток джазовой музыки рассказал о том, что Гарольд Маберн родился в Мемфисе – городе, в котором в то время везде звучал блюз и спиричуэл. Эти два стиля, объединившись, дали начало новому жанру музыки 1950-х – африканскому джазу или хардбопу.

Гарольд Маберн образовал свое трио довольно поздно — в 1968 г. К тому моменту, уже существовало много известных джаз-бандов. Мир был переполнен джазом. Гарольд Маберн хорошо это знал. Ведь он и сам много раз выступал в качестве аккомпаниатора с такими известными музыкантами того времени, как Джимми Форрест, Лайонел Хэмптон, Майлз Дэвис, Джей Джей Джонсон и Уэс Монтгомери.

Возможно, поэтому Гарольд Маберн записал не так уж и много альбомов для джазового музыканта – всего 18. Тем не менее, его имя было на многих других альбомах, в частности, тех музыкантов, которым он аккомпанировал. Гарольд Маберн делал много акустических проектов. И даже устраивал шоу с тремя роялями.

Интересно, что музыкант не получил классического музыкального образования. Как и другой известный джазовый пианист Оскар Питерсон, Гарольд Маберн учился сам. Как отметил Владимир Фейертаг: «Джазовое образование – отличный слух. Так принято у американцев. Ничему не учили, а все умею. Главное – чего ты достиг».

А достиг Гарольд Маберн не малого. Он играет в стилях хардбоп, соул и блюз «ударным методом». Знакомые любителям джаза темы звучат со своеобразной интродукцией и диссонансом. Длинные пальцы Гарольда порхают над клавишами. С нежностью, терпением и непринужденностью он воспроизводит тихие звуки, превращая их в пробирающий до мозга костей блюз.

Ему вторит контрабас обаятельного и улыбчивого Ари Роланда, который вскоре затихает, чтобы дать зрителям восхититься сольной партией сосредоточенного и виртуозного Джо Фарнсворта. Они по очереди и вместе открывают друг в друге что-то новое, каждый словно дополняя трио.

Музыка Гарольда Маберна сочетает в себе взаимоисключающий баланс естественной гармонии и диссонанса. Он открывает красоту несозвучности. Его вариации на известные темы – тяжелые и мягкие одновременно, интеллектуально замкнутые и удивительно искренние. Кажется, что пианист незаметно проникает в саму суть мелодии, затем не спеша раскрывает ее содержимое и лишь затем перекраивает на свой лад. В игре музыканта нет чуткости Дэйва Брубека или мощи Телониуса Монка. Но сложно представить другого такого пианиста, инструмент которого звучал бы так же непринужденно и органично.

Спокойствие и уверенность Гарольда Маберна придают медленным композициям невероятную глубину, а бодрым мажорным мелодиям танцевальную энергетику.

Во втором отделении к трио Гарольда Маберна присоединился наш отечественный джазмен, мультиинструменталист и основатель Санкт-Петербургской Филармонии джазовой музыки Давид Голощекин. Музыканты устроили уникальный джем-сейшн. Давид Голощекин сыграл на скрипке, вибрафоне и флюгельгорне. Таким образом, окончательно свершилась культурная интеграция, где музыка стала той объединяющей силой, которая способна противостоять враждебности и злости.

Гарольд Маберн несмотря на свой почтенный возраст – 81 год – не только не отменил концерт, но успешно провел его и высказал свои соболезнования зрителям. Он верит, что музыка способна помочь нам собраться с силами после печальных событий. Также музыкант пожелал всем нам мира и счастья.

Зал был полным. Взрослые и дети аплодировали музыкантам стоя и вызывали на бис. Гарольд Маберн вернулся и удивил зрителей душевной и трогательной импровизацией на тему Fragile Стинга. Когда все уже расходились, он неожиданно вышел на сцену уже в кепке. Казалось, уйти, не попрощавшись последним музыкальным номером, он не смог. Пришлось вернуться и тем, кто уже успел забрать одежду в гардеробе.

Слушая Гарольда Маберна сложно поверить, что он нигде не учился, а просто самостоятельно играл на фортепиано с пятнадцати лет. Своей игрой он покорил сердца слушателей во всем мире. Кроме того, он преподавал в университете Уильяма Патерсона и был инструктором на Стэнфордских джазовых семинарах. Когда его спрашивают в интервью, как он добился такого успеха, он отвечает: «Каждый день, даже когда я не практикуюсь, я думаю о музыке. Большинство композиций я написал не за фортепиано, а тогда, когда гулял, напевая себе под нос или насвистывая». Это настоящее чудо, что Гарольд Маберн продолжает практиковаться, сочинять и выступать с концертами, а у зрителей есть уникальный шанс оказаться на концерте легендарного американского джазмена и «одного из великих пианистов пост-бопа».

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа

comments powered by HyperComments