Вы здесь
Главная > Около > Как сделать новый цирк

Как сделать новый цирк

В этом году состоялось десятое шоу «Цирка Братьев Запашных» в Лужниках. Когда-то мало кто верил в то, что возможно показать цирк на спортивной арене. Главное, верили они, и победили – 10 разных, технически сложных, ярких спектаклей тому подтверждение.

Пролог

2004 год. На улице стоит невыносимая жара, хочется исчезнуть из города, но, увы, некуда. Цирк не то чтобы манит огнями – какие уж там огни, день на улице, — но до него можно дойти пешком и даже по относительной прохладе.

Внутри душно, несмотря на каникулы, много детей, масса разнообразных запахов обрушивается на тебя (О! эта дивная привычка есть во время представления). Складывается впечатление, что сюда все пришли голодными.

Программа носит броское название «Звездный сезон» и собрана из лучших цирковых номеров: тут и играющие в футбол собаки под руководством Николая Горковенко, и завораживающий номер на корд-де-парели в исполнении Елены Петриковой под «Я свободен» В. Кипелова, и акробаты-вольтижеры с медведями под руководством Виктора и Ларисы Шемшур, воздушные канатоходцы под руководством Василия Пешкова, и Александра Левицкая, взлетающая под купол цирка, вращая хула-хупы, и иллюзионист Туй-Чи Хан…

Первое отделение неумолимо несется к финалу – на манеж вылетают два молодых красавца. Кажется, для них все происходящее игра. В их манере держаться, общаться друг с другом, играть с залом – легкость и непринужденность. Номер «Жонглеры на лошадях» под руководством братьев Запашных заставляет чуть подуставшую публику сосредоточить свое внимание на артистах. Они с разбегу взлетают на спину лошади, жонглируют мячиками, булавами и горящими факелами. Алые костюмы будто огонь вспыхивают то с одной, то с другой стороны манежа. Да не может быть, это же они минут пятнадцать назад веселили нас с обезьянками… А после антракта именно они войдут в клетку к хищникам. Двое – плечо к плечу, всегда готовые прийти на помощь друг другу. В манеже и в жизни.

«Мы покажем вам настоящий цирк!»

В 2007 году начался роман Запашных с Малой спортивной ареной. Для них выход на большую сцену был важен. Доказать всем, что цирк может и должен быть в принципиально ином пространстве, — вот для чего было нужно выступление в Лужниках. Тут и зрителей на порядок больше, и возможности шире. Первое шоу не имело названия, ребята просто представили свой цирк, где были главными действующими лицами и впервые выступили в роли продюсеров.

Арена делилась на две части – в одной был традиционный цирковой манеж, в другой – вип-места. Собственно, и программа во многом была традиционной. Пожалуй, новым в ней стало использование лазера, которым рисовали название коллектива и «заявляли» очередной номер; музыкальное оформление – почти все номера сопровождала рок-музыка и вокалист Андрей Лефлер.

Запашные показали нам «Цирк Братьев Запашных» во всей красе: Елена Петрикова представила своих дрессированных собак и уже знакомый многим номер на корд-де-парели «К свету», сложнейший воздушный номер показали братья Мещановы, эквилибрист Виталий Иванов активно «укрощал» вольностоящую лестницу, Елена Бараненко играла с хула-хупами и попугаями, а акробаты на Русской палке под руководством Вадима Наумова выступили в роли строгих блюстителей порядка, под куполом цирка летали воздушные гимнасты под руководством Александра Селифанова, предваряла выход хищников акробатическая четверка Елены Кузнецовой. И, конечно, хозяева «Цирка» с уже известными нам номерами: «Жонглеры на лошадях» и «Среди хищников», весь вечер веселила публику клоунская группа «Бутанти», а украшала номера балетная труппа под руководством Марины Яценевич.

Эту программу еще нельзя было назвать в полной мере «новым цирком», но это была определенная заявка на него.

От «Камелота» до «Sиsтемы»

Представления в Лужниках стали ежегодными, о Запашных заговорили.

Десять лет, десять разных программ, десять путешествий по воображаемым мирам Аскольда Запашного. От «Камелота» до «Sиsтемы». И все программы – обращение к человеку, его сердцу и разуму…

В «Камелоте» основной темой стала любовь к семье, желание помочь оступившемуся брату. На фоне мифологической истории, по мотивам легенд о Короле Артуре (от него тут рыцари Круглого Стола), было создано оригинальное шоу – со своей музыкой, песнями (тексты Ирины Субботиной, Татьяны Белянчиковой). Номера органично вплетались в канву спектакля: вот Ричард (Аскольд Запашный) попадает в Флорию, где все цветет и благоухает, а повсюду оживают деревья (акробатическая четверка под руководством Елены Кузнецовой), встречает его хозяйка леса со своими попугаями (Елена Бараненко), а на экранах, установленных наверху, шумит

лес. Попугаи, как по мановению волшебной палочки, разлетаются по залу и также легко возвращаются на руку хозяйке, они катаются на роликах и перекатываются через спину…

Акробаты на Русской палке становятся веселой компанией из Таверны, а номер «Жонглеры на лошадях» превратится в своеобразную дуэль братьев, выигрыш в которой – сердце Миледи (Елена Петрикова), корд-де-парель (номер Елены Петриковой) станет проводником в мир вечного снега Фрост. К уже знакомым прибавится водная феерия синхронисток под руководством Марии Киселевой (Аквазия) и канатоходцы в Скайре (к слову, тоже Запашные, и обе Елены), конный театр «Каскадер» под руководством М. Кантемирова и батутисты под руководством Василия Чемеркина.

«Садко» стал гимном родному краю. Поиски счастья, на которые отправляется Садко (Андрей Лефлер) заносят его то в Индию, то к викингам, то к морской царевне (Елена Петрикова). На арене два манежа – цирковой и водяной. А главной составляющей шоу стала водная феерия: шторм с воздушными номерами, ладьи, плывущие вокруг арены, тигры в воде. Легкие, остроумные стихи, сопровождающие действие (авторы Мария Роше и Элина Лисовская), песни (тексты Татьяны Кузнецовой и Марии Горбачевой, музыка Андрея Лефлера) комические персонажи, доставшиеся братьям – Кузьма (Аскольд Запашный) и Вышата (Эдгард Запашный), возможность попутешествовать не сходя с места, — все это сделало «Садко» одним из любимых проектов детей и взрослых.

 

«Легенда» смыслово продолжает «Камелоты» и «Садко». Если в первом проекте на первом плане была идея победы Добра, во втором — та, что вместе можно преодолеть все преграды, в Садко — любви к родине, то тут основная идея – Любовь. Любовь, способная на жертву, любовь, преодолевающая все препятствия, способную творить чудеса. Немаловажным является и то, что «каждый сделанный шаг отразится в жизни», потому нельзя забывать друзей и тех, с кем ты был близок в жизни. Ключевые слова проекта — Любовь и Чудо.

Запашные смогли сотворить это чудо, и это не только хорошие иллюзионные номера в исполнении братьев Сафроновых, но и идиллическая картинка

светлой веселой Древней Греции, где все счастливы, все поют и танцуют. Это и чертоги Богов на Олимпе, в Океане и мрачном Аиде.

Леандр (Аскольд Запашный) – забывший боевых друзей ради любви, Теодор (Эдгард Запашный) резкий, жесткий военачальник, вновь подчиняющийся Злу, Мелания (Елена Петрикова) очаровательная невеста Леандра и заплутавшая душа (Мелания в переводе означает «темная»).

В «Легенде» переплетены и переработаны несколько мифов: «Орфей и Эвридика» (Леандр спускается в Аид за душой возлюбленной, которую убил), несколько подвигов Геракла: Немейский лев, Лернейская гидра и Укрощение Цербера; и укрощение Гарпии, победа над Медузой Грогоной, и пленение Сирены.

Не переиначивая мифы очень сильно, авторы шоу отправляют на подвиги во имя любимой Леандра, но ему помогают Персей, Геракл и Орфей, бог Пан. Повсюду летит вслед за Леандром быстрокрылый Гермес. Кроме того, он пользуется поддержкой и Зевса, и его брата Посейдона. В шоу появилось много новых номеров. Иллюзионные, в первую очередь, кажется представляющие весь спектр: быстрые переодевания, упаковывание в коробку, «вылет души» из тела… Воздух: кольца, рамка с полотнами; мачты, при чем в них участвуют не только те, кто работает номер обычно, но и еще человек 10-12, которые работают на небольших мачтах, поддерживающих помост, на котором играют музыканты коллектива, и дьяболо.

 

«К.У.К.Л.А.» — полноценный драматический спектакль с потрясающим текстом (авторы Аскольд Запашный и Татьяна Кузнецова), феерической музыкой (Дмитрий Кузнецов) и очень хорошей актерской игрой. В спектакле чувствуется явное влияние Тима Бертона, с его мрачным, таинственным, затягивающим миром. Долорес (Елена Бараненко) – главная героиня истории. Ее бросил молодой человек, мир для нее пуст, она решает свести счеты с жизнью. Посыл этой истории прост — свой мир мы создаем сами, и только от нас зависит, каким он будет. Собственно, эта мысль сопровождает все шоу Запашных. Победить собственные страхи, пороки и разрушительные желания — вот то, о чем говорят создатели спектаклей.

«Страшная Сила» — с одной стороны, явное желание дать зрителям немного отдохнуть. Это первое шоу без песен, довольно простое по форме, еще и с явной отсылкой к любимым многими «Приключениям Индианы Джонс». Снова, как и в «Садко» герои, их трое (София – Елена Петрикова, Джеймс – Андрей Епихин и Эмили – Елена Бараненко), много путешествуют, тут, правда, они активно собирают артефакты, даже не предполагая, что делают

это для Шульца (Кирилл Капустин). Дело происходит накануне войны – 30-е годы 20 века. Но с другой стороны, зрителям вновь напоминают о том, как важен личный выбор человека.

«Страшная сила» стала и первым шоу, где техника начинает взаимодействовать с человеком, в следующем году эта тема станет главной в истории.

Сюжет первой «SиSтемы» (этой зимой состоялась премьера шоу «SиSтема-2») до премьеры держали в тайне. Было известно только, что главный герой – мальчик, который играет в компьютерную игру. Но бренд «Цирк Братьев Запашных» уже настолько раскручен, что устроители шоу могли не беспокоиться. Зрители сметали билеты, ведь качественное шоу гарантированно. Принципиальное отличие от предыдущих спектаклей — большая часть номеров от коллектива под руководством братьев Шатировых (по сути, конкурентов Запашных). Из цирка Запашных тут только братья с тиграми и Елены Петрикова и Бараненко с номером на полотнах. Помимо названных – мото- и велофристайлеры, мотокаскадеры, движущееся кольцо, встречные качели, гимнастки на подвесных мачтах, жокеи-наездники.

Сюжет несложен, но в нем очень много компьютерных терминов, что, возможно, было понятно не всем. Суть проста — о том, как виртуальная реальность может засосать человека, полностью подчинив его себе. Главный герой — Макс, мальчик лет 12-13 (Даниил Пшеничный) появляется только на экране. У него три помощника: Ева (Елена Бараненко) — программа, та самая система, регулирующая прохождение им уровней, z11 (Эдгард Запашный) и z27 (Аскольд Запашный), созданные им персонажи, помогающие расправляться с вирусами. По одной версии — это просто игра, помогающая лучше понять психологию человека, потому что считывает малейшие нюансы психики, по второй — это не игра, а попытка избавить мир от Системы, а для этого нужно на финальном уровне загрузить вирус и убить систему. Сами Запашные есть в шоу почти постоянно, но роль их вспомогательна. Они выводят на манеж, по сути, своих конкурентов — Шатировых, которые работают и с хищниками, и содержат такой же коллектив, где представлены все цирковые жанры (исключая, разве иллюзию и клоунаду). Каждое шоу Запашных — это всегда оригинально, музыкально и технически сложно выстроенная история. Первое шоу было собрано из лучших номеров Цирка братьев Запашных, работалось на 1 манеже и немногим отличалось от того, что они показывали, гастролирую по городам и весям. Но их выход на большую сцену — сам по себе был важным шагом, как в работе в Москве (а тогда никто им не предлагал выступать в БМЦ), так и в освоении незнакомой площадки, абсолютно не предназначенной для цирковых представлений. И,

конечно, презентация собственного цирка. Первые были ориентированы больше на свой коллектив. «Камелот» — презентация собственных умений, включая феерический канат, от которого дух захватывало, корд, немного измененный, невероятные костюмы и спецэффекты. «Садко» — ввод нового главного героя, не связанного с цирком, но работающего практически на равных с цирковыми, «Камелот-2», где главным героем стал один из артистов коллектива — Кирилл Капустин. «Легенда», куда на основные роли — Богов — позвали братьев Сафроновых. «Кукла» с главной героиней Еленой Бараненко, «Страшная сила» с тремя главными героями. Братья постепенно как бы уходили в тень тех, кто работал в программе, выводя в качестве исполнителей главных героев артистов своего цирка, набирая номера под программу (некоторые потом оставались в коллективе), создавая свою параллельную реальность на манеже. Шаг за шагом они раскручивали не только бренд «Цирк братьев Запашных», но и пропагандировали цирковое искусство. Русское цирковое искусство. Сейчас шоу Запашных — это цирк и театр в одном представлении, это хороший сюжет. Это шаг вперед и их, и наш. Это немного философии и возможность задуматься над тем, так ли я живу, и что нужно сделать, чтобы изменить что-то в своей жизни.

Эпилог

В конце 2012 года руководители «Цирка Братьев Запашных» вернулись в Большой Московский государственный цирк. В новом качестве. Эдград был назначен директором, Аскольд – художественным руководителем. У цирка началась новая жизнь, и, как всегда, братья вместе, готовые подставить друг другу плечо и поддержать в трудный момент. На манеж тоже выходят, но не так часто, как хотелось бы зрителям.

Фотографии Елены Бледных

Автор текста Анастасия Павлова

comments powered by HyperComments