Вы здесь
Главная > Музыка > И восходит солнце (АрфаVita)

И восходит солнце (АрфаVita)

Довелось ли вам оказаться вечером 11 февраля в Центральном Доме Архитектора в Гранатном переулке? Нет?! Значит, вы не были на VI Международном фестивале кельтской арфы «АрфаVita» и, поверьте на слово, очень много потеряли. Крепитесь. Целый год придется ждать, чтобы хоть как-то наверстать упущенное. Да и то, возможно, кто-то из выступивших в прошедшую субботу не сможет принять участие в следующем фестивале… Остаётся надеяться, что участники многих грядущих Арфавит ничем не уступят «ветеранам» в виртуозности и артистичности.

Фотография взята на официальной странице VI фестиваля кельтской арфы «АрфаVita» в социальной сети «В Контакте» (https://vk.com/arfavita2017)

Потрясающее действо продолжалось почти пять часов с привлечением очень разноплановых исполнителей. Публике предоставили возможность не только взглянуть под непривычными «углами» на арфу как таковую и её место в музыкальном мире, но и познакомиться с некоторыми уникальными разновидностями этого инструмента.

Открывает волшебный вечер ансамбль Московской школы кельтской арфы под руководством Ольги Пацук, одной из главных организаторов и вдохновителей фестиваля. Она же объявляет исполняемую композицию – «Ветер над маковым полем» (“Wind Across The Poppy Field”) композитора из Калифорнии Стефана Данстона (Stephen Dunstone). «У него есть свой ансамбль арфистов – такой же, как наш. Очень радостно сознавать, что где-то на другой стороне земного шара звучит такая же прекрасная музыка», — чаруя слушателей улыбкой, замечает Ольга. И правда, мелодия чудесная: нежные струнные переборы, словно шелковые нити, сливаются в мягкую материю. Ритм ускоряется, подхватывает сидящих в зале людей и уносит куда-то прочь – любоваться колышущимся морем алых цветов.

Ещё два произведения – среди них «привет из прошлого», композиция хедлайнера предыдушего фестиваля «АрфаVita» Адриано Санжинето (Adriano Sangineto). Затем на сцену выходит секстет «Земля легенд» из Воронежа: арфа, флейта, виолончель, перкуссия и пара гитар. Арфистка приятным печальным голосом поёт несколько песен о героях, о ржавых мечах, о лунных бликах и о ароматах трав и ягод. Тексты, прямо скажем, незамысловатые, но проникновенные: чувствуется, что музыканты вкладывают душу в то, что делают.

Фотография взята на официальной странице музыкальной группы «Земля легенд» в социальной сети «В Контакте» (https://vk.com/zemlyalegend)

На сцене трио из Санкт-Петербурга Mama Nature”. Как сообщает крупный, взрывающийся энергией и словами конферансье в цилиндре, ребята пробуют различные способы медитации, экспериментируют со звуками и их влиянием на организм человека и сами изготовляют музыкальные инструменты. Посему именуют себя «творческо-исследовательской лабораторией». Девушка в зелёном платье играет на необычном инструменте – «кристальная арфа» (разновидность ксилофона и кристаллофона), вонзая в воздух тонкие астральные ноты. В какой-то момент сотканная вибрациями музыка повторяет тему «Утра» из «Пер Гюнта». Mama Nature” предоставляет на суд слушателей ещё две вещи: композицию «Инь и Янь» в китайском стиле и ближневосточный мотив, гибрид суфийской и азербайджанской мелодий. Напоследок арфистка сменяет свой инструмент на более привычный для публики. Воздействие и впрямь медитативное, отрешающее: зовущий голос индийской флейты «бастрим» уравновешивается мерным стуком барабана и спокойными переливами арфы.

Неожиданным номером программы становится появление на сцене танцевального коллектива «Пандук» с импровизацией в стиле american tribal style”. Свой выход восточные красавицы – словно из «Тысячи и одной ночи» – сопровождают задорным дикарским улюлюканьем. Плавные движения женщин под завораживающую музыку арфы почему-то дарят ощущение не только красоты, но и опасности. В руках танцовщиц появляется подобие кастаньет. Их холодный цокот навевает образ лесной кошки, точащей когти о камень.

Два самых потрясающих и совершенно непохожих друг на друга выступления первого отделения, как водится, припасены напоследок. Сначала к публике выходит Филипп Барский с электрической арфой. Представляет свой инструмент залу, как партнёра: «Это её первый концерт. Здесь 35 звукоснимателей – под каждой струной. Звук идёт через множество примочек, поэтому получается немножко космическим. Давайте чуть-чуть полетаем в космосе!»

И правда, впечатление его игра производит неземное. Густое, сильное звучание обволакивает слушателя и словно создаёт иную реальность, обещающую близость праздника. Филипп в восторге от общения с новым инструментом, которым явно гордится. Флиртует с аудиторией, отпуская ловко замаскированные колкости в отношении кристальной арфы и тех музыкантов, что должны сменить его на сцене.

Наконец он уходит, и перед публикой появляются две очаровательные девушки из Санкт-Петербурга – Ольга Глазова и Вероника Вишневская.

Фото: Ника Рыбалка

Их необычный, но эффектный дуэт объединяет арфу и гусли и рождает нежную и ажурную, словно кружево, музыку. Исполнительницы вежливо, по-петербуржски, поддерживают диалог с залом. «Мы стараемся показывать наши инструменты людям. Показывать, что они современны и на них можно играть авторскую музыку – в том числе, в таком вот странном сочетании».
Второе отделение открывает поистине уникальный инструмент. Сергей Калачёв, по словам конферансье, – единственный в России концертирующий исполнитель на коре, африканской арфе.

Фотография взята на официальной странице фестиваля «АрфаVita» в социальной сети «В Контакте» (https://vk.com/arfavita)

Сергей также делится с публикой своей историей. Первая кора около трёх лет назад приехала к нему прямо с солнечного континента почтой, вторую он смастерил самостоятельно, для чего провёл много месяцев над столярным станком. Музыкант показывает оба инструмента и играет на них по очереди, чтобы можно было сравнить звучание. После традиционных африканских мотивов Сергей исполняет собственное произведение, написанное в чудесном месте, где всегда утро, и утро это доброе. Произведение очень точно передаёт атмосферу этого пространства, светлую и радостную. Музыка постепенно ускоряется, становится всё легче и легче и затихает, оставив после себя отголосок счастья.

Сергея сменяет известный ценителям фолка ансамбль Анатолия Исаева и Владимира Волкова. На этот раз к их дуэту присоединяется Катерина Московскова. Наконец-то пришёл черед настоящей кельтской арфы! Трио играет традиционную музыку Британских островов: эйры – медленные мелодии – и джиги – быстрые танцевальные мотивы. Поначалу арфа Московсковой выступает в сопровождении гармоники и скрипки, затем появляется и долгожданная волынка, а следом – флейта.

Фото: Ника Рыбалка

Между произведениями Исаев проводит экскурс в мир кельтской музыки. Ирландская мелодия с тоскливым названием «Пыльный подоконник» оказывается отнюдь не грустной, а, наоборот, явственно призывает пуститься в пляс. Композиция Ladies from Hell” («Дамы из ада») предваряется очередным познавательным комментарием: таким прозвищем немцы одарили шотландских солдат, воевавших в Первую мировую войну и носивших традиционные килты.

Следующее выступление. Анна Тончева представляет свой проект «Соединяя времена» в дуэте с Юлией Макарьянц. Они знакомят  аудиторию с музыкальной культурой средневековья и эпохи барокко. Мультиинструменталист Анна – одна из лучших в России исполнителей-аутентистов старинных сочинений. В этот раз она демонстрирует слушателям два инструмента: античную лиру-кифару и барочную арфу «triple», позаимствованную ею у своего учителя и, по совместительству, лучшего в мире барочного арфиста Эндрю Лоуренса-Кинга (в настоящее время живет и работает в Москве). В музыкальном сопровождении Анны Юлия мягким меццо-сопрано исполняет песню египетских христиан “Аl-Masih” («Христос Воскресе») и две кантиги – испанские одноголосые песни XIII-XIV веков. Анна рассказывает, что кифара попала в Европу благодаря крестовым походам и стала очень любима при дворе испанского короля. На смену лире приходит «triple», и звучат произведения знаменитого итальянского композитора времен барокко Джованни Феличе Санчеса.

Новый поразительный феномен – сколько ещё таких будет?! – Екатерина Ковтун и Ольга Логачева представляют союз классической арфы и… фламенко! Да-да, именно так. Невероятное, но изумительное сочетание!

Фото: Ника Рыбалка

Несколько меланхоличный и созерцательный инструмент, оказывается, вполне способен выразить страсть. Алеет силуэт арфистки, языком пламени несётся по сцене танцующая фигура.

Четыре часа непрерывных впечатлений и открытий позади. Похоже, ничто уже больше не сможет взволновать слушателя… Вы и в самом деле так думаете? А если вы узнаете, что хедлайнер фестиваля – лауреат многих международных конкурсов, мульти-инструменталист, аранжировщик, композитор и автор уникальной модели электро-арфы Леонард Джакоме (Leonard Jácome) из Венесуэлы?

Фотография взята на официальной странице фестиваля «АрфаVita» в социальной сети «В Контакте» (https://vk.com/arfavita)

«Леонард прилетел в Шереметьево всего лишь 48 минут назад, — доверительно сообщает (ревет во весь голос) конферансье, — и его багаж где-то потерялся! Так и не нашли пока! Можете себе вообразить, насколько он на нервах!» Но это совершенно незаметно. Он подходит к своему инструменту, прикасается к нему и начинает играть… И становится ясно, что они – цельная сущность, а до настоящего момента были разъединены лишь по какому-то недоразумению. Слов недостаточно, чтобы описать, что Леонард вытворяет во время выступления.

Какое выступление? Он не исполняет композиции, он проживает их — каждую ноту, каждый пассаж. Завораживает стремительная пластика рук, взлетающих из стороны в сторону, затем вверх, вниз… Движение пальцев уловить совсем невозможно. Как на ветру, Леонардо раскачивается вместе с арфой,  переступая с ноги на ногу в радостном танце меренге… В Доме Архитекторов восходит жаркое солнце Венесуэлы.

Автор: Ника Рыбалка

 

 

comments powered by HyperComments