Татьяна Морозова: Романс Коломбины

Татьяна Морозова, актриса Романтического театра Томошевского, выступила с поэтической программой «Романс Коломбины» на сцене знаменитого Арт-кафе «Подвалъ Бродячей Собаки» 30 января.

«Мой Арлекин чуть-чуть мудрец, так мало говорит, мой Арлекин чуть-чуть хитрец, хотя простак на вид, ах, Арлекину моему успех и слава ни к чему, одна любовь ему нужна, и я его жена…» Небольшой зал первого петербургского литературно-артистического кабаре, как это обычно бывает на выступлениях артистов театра Томошевского, был полон. Это место дышит поэзией, его стены исписаны автографами известных артистов и художников, и в этот вечер поэзия вновь оживала. Первое отделение концерта Татьяны было полностью посвящено творчеству Марины Цветаевой. Когда-то именно в «Собаке» устраивали свои чтения поэты Серебряного века.

«…Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе, где вечные сумерки и вечные колокола. И в маленькой деревенской гостинице — тонкий звон старинных часов — как капельки времени. И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды — флейта, И сам флейтист в окне. И большие тюльпаны на окнах. И может быть, вы бы даже меня не любили…» Эти стихи, прозвучавшие в первом отделении, являются частью большого моноспектакля в постановке Юрия Томошевского по произведениям Цветаевой «Диккенсова ночь». Его можно будет увидеть 11 февраля в Государственной филармонии для детей и юношества.

«Сегодня снова диккенсова ночь. И тоже дождь, и так же не помочь ни мне, ни Вам, — и так же хлещут трубы, и лестница летит… И те же губы… И тот же шаг, уже спешащий прочь — туда — куда — то — в диккенсову ночь«. Нежные и кокетливые стихи, с которых Татьяна начала свое выступления сменялись горьки, полными боли от потерь, которые пришлось пережить Цветаевой. В соответствии с тоном стихов сменялись наряды актрисы, атмосферу дополняла музыка в исполнении пианистки Натальи Чубаровой и скрипачки Светланы Сиротиной, сочиненная специально для спектакля.

Во втором отделении прозвучал отрывок из «Заповедника» Довлатова про экскурсионное бюро, неизменно вызывающий у зрителей смех, а также стихи малоизвестных широкой публике современных поэтов Елены Шварц и Елены Аксельрод и, конечно, «Романс Коломбины» Бродского: «…Проходят дни, проходят дни вдоль городов и сел, мелькают новые огни и музыка и сор, и в этих селах, в городках я коврик выношу, и муж мой ходит на руках, а я опять пляшу…».

Завершила Татьяна свое выступление эссе Сергея Довлатова о надежде, опубликованного им в эмигрантской газете «Новый американец» в начале января 1982 года: «…Правда существует во имя правды. Не преследуя каких-либо иных, материальных целей.  Надежда существует во имя надежды.  Пусть все ужасно. Газету утром раскрывать боимся. Военная угроза, Польша, терроризм…  Казалось бы, семь ангелов, имеющие семь труб, уже приготовились… И впереди-конь бледный… И всадник, которому имя — смерть…  И все-таки мы говорим друг другу:  — Счастливого Нового года!…»

Выступление Татьяны Морозовой — настоящий подарок для всех, кто влюблен в поэзию или только хочет в нее влюбиться. К каждому стихотворению или прозаическому отрывку идеально подобраны интонация, тон, темп, жесты, движения души и тела. Пытаясь описать процесс волшебства, сказочники нередко определяют его как сочетание мысли, слова и жеста. Похоже, они угадали верно, ведь спектакль Татьяны — самое всамделишное волшебство.

Текст и фото: Александр Шек

 

 

 

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения