Вы здесь
Главная > Кино > Премьера Лондонского международного анимационного фестиваля LIAF в Санкт-Петербурге

Премьера Лондонского международного анимационного фестиваля LIAF в Санкт-Петербурге

21 января на киностудии «Лендок»  состоялась премьера программы XIII Лондонского международного анимационного фестиваля LIAF. Основное отличие от других подобных конкурсных фестивалей — принимать участие в нём могут как сложившиеся профессионалы —  знаменитые мультипликаторы – так и молодые выпускники и даже студенты. Благодаря такому подходу неискушённый зритель может оценить все грани современной мультипликации —  смелые эксперименты, иногда чудаковатые,  иногда – философские произведения.

Диву даёшься, как буквально за 3-5 минут можно рассказать полноценную историю, причём нарисованную иногда образно – буквально несколькими штрихами (в отличие от Pixar или Disney, создающих трёхмерные изображения, понятные каждому).

Открыл киноальманах из 11 мультипликаций немецкий 6-минутный ролик Александра Исера и Антье Хейн «Метод проб и ошибок». Персонажи нарисованы буквально от руки на разлинованной бумаге, словно в тетрадке – очень лёгкий и заряжающий хорошим настроением фильм для просмотра следующих шедевров. Несмотря на комизм и несуразность монолога героя, одержимо ищущего пуговицу для пальто, чувствуется  одиночество, а тяга к складированию и  архивированию каждого кусочка жизни напоминает Плюшкина.

Один из самых запомнившихся роликов – британский «Слегка серый» Стива Смита и Саймона Хэвитта — повествует о человеке – своеобразной «белой вороне», отличающемся от всех жителей Земли условно говоря цветом кожи (остальные — всех цветов радуги, а бедолага – невзрачно-серый). Фильм учит тому, что надо принять себя таким, какой ты есть, и в финале, когда у героя рождается малыш (оранжевый), сердце отца наполняет такое счастье и радость, что он в буквальном смысле «расцветает».

Неоднозначна, но, безусловно, ярка работа «До любви»  российского аниматора Игоря Ковалева – кстати, победителя фестиваля —  история о поиске таких вечных ценностей, как любовь и счастье, в большом городе,  через призму бытовых сложностей, недопонимания, страха, ревности, жестокости.

В шорт-лист премии «Оскар» попал польский участник «Жил-был» Алисии Ясиной (весь сюжет создан при помощи непрерывающихся линий, образно прорисовывающих фигурки), повествующий историю главного героя – одинокого человека, внезапно встречающего любовь всей жизни, которая переворачивает всю его жизнь  с уже устоявшимися привычками и укладом.

О своеобразной болезни большого города, одиночестве, необходимости выплеснуть скопившееся раздражение, тревогу говорит работа «Балкон» (Венгрия) – и именно сейчас, когда участились случаи внезапной агрессии среди мирных граждан, устраивающих перестрелки в самых безобидных местах —  школах, общегородских марафонах — она особенно актуальна. «Провал» — попытка бегства от нелюбимой работы, социальных условностей обязанностей, скуки и безысходности современного офисного работника.

Ещё одна работа британцев – «Космос Алана» — о вышедшем на пенсию бухгалтере, вообразившем  о наличии у себя дара предвидения многих событий – и если изначально зритель поневоле усмехается, когда Алан торжествующе объявляет, что скоро на столе появится предмет в виде глазуньи (а это завтрак, которым жена потчует его многие года), то через несколько минут становится ясно, что он и в самом деле предсказывает будущее…но только принесёт ли счастье ему этот дар? И что  конкретно для него счастливое будущее? Может, лучше не знать, что готовит судьба, и радоваться мгновениям, которые пролетают безвозвратно?

Одним из самых философских рассказов стал «Он и оно» (в оригинале «Он и море»). Он всю жизнь тянется к заветной мечте (в данном случае условно – к морю), которая при малейшем приближении становится всё призрачнее и недоступнее..думается, что основная идея — не сдаваться, преодолевая все препятствия на своём пути – но в то же время слепое движение вперёд, думы только о цели иногда могут сокрушить, поглотить, заставить отступиться от важных принципов, потерять самое «я».

Пожалуй, самая противоречивая и даже скандальная анимация – британская «Ошибка восприятия» Терри Мэттьюса об учёном, страдающем от депрессии из-за постоянно подавляемых желаний. Он пытается раскрыть в себе самые затаённые и постыдные фантазии и полностью перерождается. Здорово, что  финал счастливый — жена мирится с ним, принимает его таким, каков он есть, ведь именно это и есть настоящая любовь – не стремление поменять человека, а способность понять и принять его со всеми его недостатками.

Любопытна техника данного фильма – реальный мир наводнён анимационными персонажами, что одновременно заставляет зрителя и  поверить в происходящее, и отрешает от действительности.

По мнению директора фестиваля LIAF Нэг Владермерски, «Фильмы, отобранные для показа в России, доказывают, что анимация — самая развлекательная, умная и провокационная форма искусства. Задача фестиваля — представлять весь спектр творческой анимации, демонстрировать, что анимационное кино — кино для всех».

Текст Наталья Стародубцева

comments powered by HyperComments