Вы здесь
Главная > Театр > «Ночь перед Рождеством»: Если бы еще и снегу

«Ночь перед Рождеством»: Если бы еще и снегу

Театральный центр «Вишневый сад», Москва, «Ночь перед Рождеством», Н.Гоголь.

На носу Рождество и Святки. Самое время читать Гоголя. Или смотреть.

Предпраздничным настроением можно запастись, к примеру, в театральном центре «Вишневый сад», если сходить на музыкальный спектакль режиссера Михаила Цитриняка «Ночь перед Рождеством».

Живой, яркий, энергичный мюзикл начинается с правильной гоголевской лиричной нотки. Мелодия дудочки — сопелки, стожок сена, амбар с уютным огоньком — звездочкой в корзинке. Вторая нота тоже точная, но уже мажорная — на сцену весело «высыпается» население Диканьки. Парубки да девчата, мужики да бабы собираются колядовать и слушать сотни раз сказанные, но всегда тревожно волнующие рождественские истории.

Одному из самых чудесных, мистических, зимних произведений Николая Васильевича необходимо задать верный тон — радостный и магический. С первым все сложилось. Разноцветье красок, пляски, песни, шутки. Обаяния чародейской таинственности и задушевности самой волшебной ночи года нет и в помине, хотя начиналось все именно так, но дальше ушло в веселье без конца и края. Получился зажигательный иллюстрированный пересказ славной повести. Постановке очень повезло с художниками. Отменные, функциональные, с выдумкой декорации Марии Рыбаковой  «делают» львиную долю спектакля. Колодец вдруг превращается в хату Оксаны, вернее, в окошко с «малеванными» ставнями. На бочках можно летать, плясать, сидеть, устраивать трон царицын, либо просто играть ими, меряя удаль молодецкую. Медный тазик так похож на месяц, который украл черт! Скорее, на луну. Хотя, какая разница?

Всего приятней задники — один пестрый с глазастой коровой и букетами — орнаментами, другой с лубочным Петербургом. В этих декорациях вся душа народная со всеми крестьянскими представлениями о прекрасном. Чудесные костюмы художника Алены Сидориной находятся в концептуальной перекличке со сценографией. Шаровары, кушаки, цветастые бекеши, веночки отлично сочетаются с декорациями и идеей деревенского видения жизни. Особенно удачен царь — батюшка, точно сошедший с картинки — лубка из мазанки хуторянина.

Спектакль густонаселенный — на сцене тьма народу в броуновском движении. Есть любопытные актерские работы. Хорош Панас (засл. артист России Михаил Безобразов) — роль, которую очень легко «передавить» и сделать клоунским номером, но артист прекрасно сладил с той самой, сочной и точной, гоголевской интонацией, которая необходима для его сольного выхода.

Забавный дядя Микола, он же царь (Янис Якобсонс) менее всего похож на жителя украинского хутора, зато здорово смахивает на доброго Боженьку, каким его обычно изображают самоучные народные художники- примитивисты. Кузнец Вакула в исполнении Александра Волочиенко по — мужицки основателен и хитер.

Во внешности Черта (Александр Трошин), действительно, есть что то дьявольское, но игре не достает истинной бесовщины. Юная красавица Оксана (Аксинья Олейник) появляется в окошке хаты с истошными криками пошлой провинциальной тетки. Наверняка  задумывалось комическая сцена, но ее интонационно неточное исполнение смазало образ своенравной хуторянки. В дальнейшем актриса пыталась придать роли лиричности, но поверить в то, что это шестнадцатилетняя капризуля уже никак не получилось.

В каждом мюзикле непременно должна быть одна запоминающаяся ария. Таковой в «Ночи перед Рождеством» нет. Зато есть удачные шутливые отсылки к мировым оперным хитам и достаточно интересное, с этническими вкраплениями, музыкальное сопровождение (композитор Борис Кинер, стихи Аллы Боссарт и Игоря Иртеньева).

Артисты умело освоили малороссийский говор, что несомненно работает на ауру спектакля. Заодно ему добавили актуальности, упомянув о нынешних политических разногласиях России и ее бывшей имперской окраины. И все таки подлинно чарующим и колдовским он становится лишь в те моменты, когда по ходу действия звучит истинный гоголевский текст. Он  удивительно гармонирует со всем, что происходит на сцене, сглаживая углы и неровности, даря новогоднее настроение и большой запас веры в чудо.

Жаль, только снега и мороза не может подбросить даже великий Николай Васильевич Гоголь.

Текст Дарья Евдочук

Фотографии из открытого доступа

 

comments powered by HyperComments