Вы здесь
Главная > Театр > «… меж неравных не уживается любовь»

«… меж неравных не уживается любовь»

Всемирно известная комедия современника Шекспира — Лопе де Вега, которой через два года исполнится 400 лет, была поставлена в театре Центрального дома журналиста художественным руководителем Борисом Домниным и его актёрской труппой.

Нелёгкая задача — заставить зазвучать по-новому произведение, которое уже было снято на телевидении и представлено в исполнении замечательной группы актёров: Боярского М.С., Тереховой М.Б., Джигарханяна А.Б., Прокловой Е.И. и других не менее талантливых людей. Спектакль стоило посетить хотя бы для того, чтобы посмотреть, как Борис Домнин справился с этой задачей.

Первое, на чем действительно стоит заострить внимание — это декорации. Хочется отметить их даже не потому, что они оставались неизменными на протяжении всего спектакля, а потому что при всем своем минимализме они выполняли крайне обширный функционал, так что у зрителя даже не возникало ощущения нехватки чего-то более фундаментального. Решётка из эластичных лент и множество раскладывающихся кубов, которые служили героям стульями, столами, кроватями, ящиками — это всё, что было представлено нам в качестве декораций, но самым интересным является то, что среди них не было ничего указывающего на эпоху или страну, в которой происходит действие. Этот смелый и в то же время крайне разумный шаг предпринимали ещё в шекспировскую эпоху: трагедии великого драматурга настолько уникальны в своей обобщённости и настолько актуальны в своей содержательной особенности, что любая привязка ко времени стала бы просто кощунством по отношению к тем бессмертным темам, которые поднимал писатель в своих произведениях. Разве нельзя сказать то же самое о комедии Лопе де Вега? В своем литературном творении автор коснулся тех струн человеческой души, которые будут всегда звучать в унисон с одними и теми же настроениями, волнениями, эмоциями, потому что они настолько близки каждому человеку, настолько интимны и одновременно обобщены для всех, что будут оставаться понятными, пока в людях будет жива душа со всеми её страстями.

Содержание пьесы комментировать было бы излишне, ведь это не фантазия режиссёра, а та классика мировой литературы, которая полюбилась уже не одному поколению ценителей настоящего искусства слова. Однако если основа, придуманная испанским писателем сотни лет назад, остается вне критики и оценки, то те элементы авторского видения, которые искусным подтекстом сопровождали зрителя на протяжении всего спектакля, отметить можно. Постановку нельзя назвать авангардной, ровно как нельзя назвать подачу сюжета инновационной в мире театра, и это действительно прекрасно. Режиссёр не пытался осовременить и так «вневременное» произведение, и постановка была крайне приближена к своему классическому виду, однако актёры сделали из комедии, над которой нужно смеяться, глубокое и сильное произведение, над которым нужно плакать. Невероятно точное и правильное сочетание юмора и психологизма сделало эту работу чуть более серьёзной, чуть более эмоциональной, чуть более человечной и душевной, чуть более реалистичной и близкой зрителю. Осознавая всю иронию ситуации, зрителю всё равно хотелось соболезновать происходящему, понимая все ошибки героев — хотелось сопереживать. Разве максимальная вовлечённость публики — не главный показатель успеха?

Игра актёров не оставила никаких нареканий: каждый из них показал то, что задумывал в своих персонажах Лопе де Вега, и даже немного больше. Невозможно не отметить поединки на шпагах, поставленные также Борисом Доминином — эдакая капля экшена в паутине человеческих эмоций, запутанных диалогов и внутренних переживаний героев. Боевые сцены позволяют как отвлечься от психологизма общих настроений спектакля, так и глубже понять отношения между героями и их чувства.

В целом, хочется сказать, что это был прекрасный спектакль и работа была проделана действительно не зря. Экшн-театр «ВИВАТ» смог погрузить нас в атмосферу человеческих переживаний и показать нам, какая на самом деле сложная вещь — чувства и отношения между людьми. «Собака на сене» — это не история Дианы и Теодоро, не нравоучительный рассказ о людских грехах, не порицание и не поощрение определённых моделей поведения или характеров. Это произведение не повествует нам о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», оно не призвано обличать какие-либо пороки и не служит образцом человеческой морали. Лопе де Вега говорит нам о том, что каждый из героев — графиня Диана или Теодоро, влюблённый Маркиз или властный Федерико, лакей Тристан или слуга Фабьо, — это не просто созданные для читателя или зрителя характеры, это прежде всего каждый из нас, это отражение всего того, что скрыто обычно в самых потаенных уголках нашей души, и Борис Доминин смог не просто почувствовать ту тонкую грань между ироническим вымыслом и горькой правдой, но и донести это до нас через призму собственного восприятия.

comments powered by HyperComments