Виктор Шустов: «Степ — это джаз ногами»

x_92952adaВиктор Шустов — один из самых известных молодых степистов Москвы. Друзья и коллеги называют его «Мистер Драйв» за умение бить чечетку со скоростью света. Ученики считают, что в ботинках их обаятельного сэнсэя живут барабашки. Еще они «подозревают втайне», что их педагог берет уроки левитации, поскольку он на зависть легко зависает в прыжке, когда все его старательные воспитанники уже давно осыпались на пол.Ноги истинного степиста никогда не знают покоя: под ритмичные удары набоек он живет, думает, принимает решения. Джазовый музыкант пан Квинто из культового польского фильма «Ва - банк» любил размышлять под звуки своей трубы. Так и танцор Шустов тоже иной раз впадает в задумчивость, неосознанно выстукивая ботинками какую - либо затейливую мелодию.Степ не отпускает от себя ни на минуту. Если Виктор не на сцене, не на репетиции и не на съемках, значит он в классах школы танцев «Вортэкс», где с утра до вечера преподает tap dance маленьким и взрослым.«Что там на улице?» - всегда спрашивает он учеников, приходящих в зал, словно сам живет на другой планете. Запас энергии и неистребимого оптимизма в нем действительно космический, поэтому на занятиях, кроме премудростей непростого танца, последователи степ - гуру получают еще и изрядную дозу всепобеждающего восторга. Каждый класс — это не только цепочка заученных шагов и комбинаций, но и бесконечные экспромты от мастера.  С лету придумав какой - нибудь новый ход, педагог и сам радуется не скупясь этому открытию, и заряжает ликующим позитивом всех окружающих.Человек по характеру очень солнечный, Виктор предпочитает зиме лето, потому атмосфера на его уроках теплая и неизменно праздничная. Любого ученика, независимо от степени владения сложными ударами, учитель танцев Шустов считает коллегой и соратником, ведь степ для него не только танец, но и в первую очередь - состояние души.В разделе «профессия» на его страничке написано: артист. Это не лукавство и не просто запись из диплома Академии танца. Артистизм у степиста Шустова в крови. Каждое выступление Виктора, словно крошечный спектакль, в котором мастер tap dance не только ритмично стучит набойками, но и использует весь лицедейский арсенал: мимику,  верные эмоции, очень техничную пластику. Не так давно он впервые появился на сцене в настоящем мюзикле -  «Мы одной крови» по сказке Киплинга «Маугли». Виктору досталась  роль медведя Балу. Пришлось не только танцевать, но и петь. С вокальными партиями артист справился не менее виртуозно, чем с хореографией.Вообще то чечеточник Шустов - человек с абсолютно джазовым сознанием: раскованным и свободным. Степ приучил его мыслить импровизационно, оттого и на вопросы он отвечает, следуя какому то своему личному мгновенному импульсу, не всегда точно попадая в тему, но обыгрывая ее с самой неожиданной стороны.Так о чем же мечтает этот, уже вполне состоявшийся, хотя пока и очень молодой  танцор, неустанно продвигающий в массы искусство американского степа или «tap dance»?  Об этом узнала корреспондент «Около» и степист Дарья Евдочук.Д,Е, Виктор, как получилось, что ты окунулся в степ, что выбрал именно этот вид танца?В.Ш. Скорее это степ меня нашел. Я танцами занимался с детства. Обычно дети начинают с народного танца и классического. Также и я. Потом педагоги сказали мне, что надо идти дальше, надо профессионально начинать заниматься и привезли меня показаться в школу «Вортэкс» к Андрею Алексеевичу (А.А Тимофеев — основатель школы танцев «Вортэкс»).Здесь я и познакомился со степом, а также с педагогом Василием Мышлецовым. Потом, к сожалению, он уехал в Америку. Вообще, здесь разные преподаватели были. Помню, как у нас вела урок Светлана Владимировна Комиссарова. После Мышлецова это был мой второй педагог, и именно эти люди привили мне любовь к степу.Д.Е Сколько тебе было лет, когда ты начал заниматься степом?В.Ш Примерно восемь. Когда я сюда пришел, то начал заниматься не только степом, но и, например,  акробатикой. Как мальчишке мне это было интересно. Однако самое сильное впечатление произвели на меня мастер - классы, которые давал Василий Константинович Мышлецов, когда приезжал к нам уже из Америки. Он же поставил нам с Тимофеем (солист степ - шоу «Вортэкс» Тимофей Тимофеев) номер «Скрипачи». Нам тогда уже лет тринадцать было. Мы танцуем его до сих пор.Д.Е. Как ты считаешь - степ- это набор шагов, движений или же в этом танце присутствует какая то своя философия?В.Ш. Я считаю, что как и любой танец, это в первую очередь набор движений. Важно же, кто их исполняет и как исполняет, что дает внутренний импульс сделать такое движение или иное. В степе все то же самое, но, кроме того,  еще нужно сделать звук, мелодию. Важно, как это выглядит и как звучит — сделать нужно красиво. Тогда будет круто!  Вот и получается, что нужно больше распылять свой разум и мозг, захватывать сразу несколько аспектов.Д.Е. Тем не менее, нужна ли для занятия степом определенная интеллектуальная подготовка, в плане того, что из себя представляет этот танец? Как люди приходят к желанию заняться именно степом?В.Ш. Здесь самое важное хотя бы раз оказаться в правильной атмосфере и ее почувствовать. Даже если ты только один раз попал в ауру ритма, джаза и «постучал», тебе сначала покажется, что это сложно, но ты можешь подобное настроение как то воспроизводить у себя внутри. Потому что tap dance, джаз — это же состояние души, образ жизни. Вот вы все, мои ученики, по вечерам приходите на занятия: вы же взрослые люди, у вас есть свои обязанности, работа, семьи, но вы сознательно выделяете на степ часть своей жизни, своего времени. Это говорит о том, что такие люди относятся к степу не просто как к набору механических движений - для этого можно было бы пойти в тренажерный зал или на аэробику. А раз человек приходит заниматься степом, значит он об этом думает, интересуется, и, попадая в состояние tap dance, можно дальше уже приближать себя к нему, показывать зрителям, что у тебя внутри через танец. Вдобавок нужно дать публике не только это увидеть, но еще и услышать!Д.Е. Изначально степ возник как народный, демократичный танец. Затем он переместился в богемные круги — на сцену, в кино, в мюзиклы. Сегодня, если кто то желает заняться танцами у нас, он все же чаще выбирает более популярные и массовые направления — бальные танцы, восточные. Считаешь ли ты, что степ - элитарный танец или все таки тоже массовый? Достаточно ли в нашей стране степистов - профессионалов и каков охват любителей? И как обстоят с этим дела в Америке, там этот танец более популярен?В.Ш. Начнем с того, что степ, действительно, зародился в гуще народных масс, как способ общения друг с другом: все эти перестукивания, ритмические танцы вокруг костров Это, как в азбуке Морзе, где тоже заложена информация, которую ты можешь передать при помощи звуков. В дальнейшем из этого танца, из музыки тела зародилась джазовая музыка. С тех пор джаз и  tap dance — неотъемлимые части друг друга. Собственно, в степе ты делаешь джаз ногами.Так вот, людей, которые занимаются степом в России немало. Есть школы, студии, залы, куда приходят люди с подбитыми железом ботинками. Я не знаю, как отсортировать профессионала от любителя, ведь человек может быть невысокого уровня владения этим танцем, тем не менее, у него уже есть свои ученики, он это направление развивает в своем городе, делает «джемы» с джазовыми музыкантами. Возможно, такой человек не так профессионален как,скажем, некоторые зарубежные исполнители, но язык не поворачивается назвать его любителем: он очень предан степу, это его жизнь, профессия, так как зачастую он больше ничем другим не занимается. Конечно, таких людей, наверное, не так много, как тех, кто занимается, к примеру, хип- хопом, потому что это модно. В принципе, современные виды танца не требуют специальной подготовки, люди массово занимаются ими, выходят даже на сцену, но не знают при этом, что такое батман тандю, хотя жизнь танцующего человека должна начинаться с этих понятий, с классики. Таких людей, наверное, можно назвать любителями.Степисты же скорее профессионалы, они подвижники, потому что могут заинтересовать своим танцем какое то количество людей, пусть и не такое большое, как хотелось бы.  К этому танцу необходимо прийти, его полюбить. У нас в ночных молодежных клубах обычно не играют джаз, там все больше электронная музыка. Есть джазовые клубы, но туда приходит более взрослое поколение людей.Тем не менее, лет пять назад началось развитие степа в нашей стране, он здорово приживается на нашей почве, и народу это интересно. Другое дело, что не хватает пока популяризации, рекламы. Даже если посмотреть телевидение: там показывают все современные виды танца, кроме степа. Почему то он не интересен людям, которые делают танцевальные передачи..В Америке иная ситуация. Там, допустим, в Нью- Йорке, везде играет джаз, джаз- фанк. Молодежь ходит в такие клубы. Тот же хип- хоп, он ведь тоже от джаза.y_9915e013Д.Е. В Америке есть степисты с мировыми именами. У нас же старшее поколение - В. Кирсанов, О  Федоткин и другие уже отходят от дел, а новых имен не появляется. Хотя есть степисты очень хорошие, очень профессиональные, среди них  - ты, Тимофей Тимофеев, Дмитрий Силаев.В.Ш. Очень хорошее время было у Владимира Ивановича Кирсанова, у Олега Максимовича Федоткина, когда сняли культовый фильм «Зимний вечер в Гаграх». В то время все культурноответственные организации - Росконцерт, филармонии активно использовали чечеточников. Сейчас этого не происходит.Мы участвуем в концертах, в съемках. Классно, что есть такие артисты, как Лион Измайлов, который поддерживает направление степа, приглашает нас в свою передачу  «Измайловский парк», в «Смеяться разрешается». Ему нравится, когда на сцене степисты, ведь это же такая краска, необычный жанр, вполне самостоятельный, как, скажем, вокал. Этот жанр всегда воспринимается зрителями на ура и хорошими аплодисментами.Д.Е. Я тебя знаю уже много лет. За эти годы в моих глазах ты очень вырос как педагог. Тебе самому доставляет удовольствие этот вид деятельности или же ты преподаешь только потому, что степом в нашей стране много не заработаешь?В.Ш. Меня очень радует процесс преподавания. Я работаю с детьми и со взрослыми. И те, и другие бывают начинающими степистами, но ребенок зачастую не обременен комплексами, как это бывает у взрослых. И потому детям проще объяснить что либо, чем взрослому человеку, который очень часто уже думает о том, как он выглядит со стороны. То есть, работать приходится по - разному, но сам процесс мне очень нравится, я люблю это дело. К тому же все взаимосвязано - я отрабатываю на уроках вместе с учениками какие то вещи, которые было бы трудно или скучно отработать одному в зале. Получается, что ты работаешь и во благо своего развития.Еще этот процесс связан с какими то «всплесками» — поездками, мастер - классами, уроками в других городах, знакомствами с новыми людьми. Ты при этом сам развиваешься, постоянно что то новое придумываешь. И потом, когда ты видишь, что можешь кого- то чему- то научить, когда ты видишь, что можешь заинтересовать, влюбить кого- то в наше дело — это тоже приносит внутренние победы. Некоторые приходят на урок только один раз - посмотреть, познакомиться. Многие уходят по каким то своим причинам, а потом снова возвращаются. У них есть ботинки, они где то, возможно, продолжают бить степ, потом вновь приходят ко мне и я вижу, что им это все понравилось, они могут использовать то, что получили на моих занятиях.Д.Е. Виктор, ты в степе можешь уже все или есть еще какие то лакуны, которые хотелось бы заполнить?В.Ш. Ой, да океан просто, целый космос этих «дыр»! Хочется стать нереально крутым! Я знаю, куда надо идти, в каком направлении. Иногда думаешь: не каждый все таки рожден Майклом Джексоном, таких людей единицы, но очень хочется быть на достойном уровне всегда.Д.Е. Сам придумываешь что то новое в степе или используешь известные движения, шаги?В.Ш. Естественно, я сам тоже придумываю. Когда ты что - то взял и начинаешь его видоизменять, то всегда получается нечто новое. Наверное, невозможно что- то кардинально новое придумать, ведь это как ноты: есть семь нот, из них рождаются все мелодии. В степе есть определенный набор ударов. Они, как правило, похожи у всех педагогов, просто каждый по разному объясняет. Когда ходишь на занятия к зарубежному преподавателю, то очень сложно на английском языке понять все нюансы. Я, например, люблю, когда объясняю шаги, приводить примеры, сравнивать с ощущениями: как это должно быть, как восприниматься. На английском мешает языковой барьер, особенно, когда педагог говорит обобщенно. Поэтому в степе нужно действовать через ощущения, надо понять, как тебе удобно делать то или иное движение.Д.Е. Есть ли в твоей жизни что то, кроме степа? Какие - либо мечты, творческие задачи?В.Ш. Все творческие задачи связаны, конечно, со степом. Да и вся жизнь. Степ заполонил полностью всю жизнь. Он везде. У меня везде лежат ботинки — одни в машине, две пары в школе, в общем - они всегда с собой. Какие бы планы и цели я перед собой не ставил, это так или иначе пересекается со степом. Tap dance — это моя деятельность и моя жизнь.Летом, когда нет занятий в школе, есть возможность отдохнуть, как то перезагрузиться. Но хватает нескольких дней, и уже снова хочется что то делать, придумывать, репетировать. И когда в сентябре снова начинается это бурление, то уже лучше бы оно и не останавливалось!Д.Е Недавно прошла премьера джаз - рок мюзикла «Мы одной крови», которую Международный центр современного танца «Вортэкс» поставил совместно с «Международным общественным фондом «Российский Фонд Мира»  Ты здорово сыграл, станцевал и спел роль медведя Балу. Для тебя это новый опыт?В.Ш. Да, и мне очень понравилось! Это вообще была прекрасная идея артиста театра оперетты Александра Бабенко - он стал режиссером мюзикла - и композитора, автора пьесы Владислава Сташинского. Мюзикл полностью основан на живом звучании, нет ни одной минуты исполнения под фонограмму. Этот спектакль существовал и раньше, тогда также набирали  в него детей. Но он прошел несколько раз и прекратился, потому что сложно удержать людей, детей, собранных из разных мест надолго. А у нас большая детская школа, которая профессионально занимается танцами, тут есть коллектив профессионально танцующих детей, они владеют практически всеми видами танца.. С ними этот мюзикл можно делать на постоянной основе. Д.Е Есть ли у тебя какие либо собственные проекты или замыслы?ВШ. Есть коллектив - «Степ —шоу «Вортэкс», где я с братьями и сестрами по tap dance танцую. Хочется с этим коллективом сделать что то такого же масштаба, как этот мюзикл: с режиссерами поработать, с музыкантами. «Вылить» все в какую то единую историю, чтобы получилось шоу, на которое придут люди и узнают, что такое степ.Д.Е Что бы ты посоветовал человеку, решившему заняться степом? Что в этом танце главное?ВШ. Во - первых, посоветовал бы не бояться, а делать. Степ - это не спорт, это искусство.Д.Е Так что же все таки главное - настроение, атмосфера, танцевальная подготовка  или кураж, как говорил герой фильма «Зимний вечер в Гаграх»?В.Ш. Главное все, только в другом порядке. Кураж - он где то дальше уже. Хотя, в начале тоже, возможно, он нужен. Но это зависит от педагога - он должен этот кураж ученику передать, чтобы тот мог зацепиться за него. А вообще кураж — это, когда ты уже владеешь танцем. Ты можешь импровизировать, простейшие вещи делать: какие нибудь два удара, но это будет выглядеть так стильно, что люди начнут реагировать. Вот, когда играют на музыкальных инструментах виртуозы — там кураж! Изначально самое важное не бояться и научиться переносить вес тела с одной ноги на другую. Это то, что касается механизма исполнения.  Еще надо научиться слушать. Если не умеешь слушать, то хотя бы считать, чувствовать фразу. Все остальное -  внутреннее.  

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения