Сильные тоже плачут

Какие ассоциации у рядового образованного петербуржца всплывут первыми, если спектакль называется «Жанна»? Держу пари, вы подумали о спасительнице Франции? Режиссер Мария Романова взялаберет за основу совсем другой сюжет. Ее Жанна на сцене театра им. Ленсовета – предпринимательница из 90х, схожая с национальной героиней Франции разве что несгибаемостью характера.d7384f67c7e3c739e820cd3ecf9e1a5bЗа основу спектакля Мария Романова взяла произведение молодого драматурга Ярославы Пулинович. Стоит отметить, что постановка отличается от оригинального текста, действие на сцене более жестокое и жесткое, открытая концовка произведения заменена вполне однозначным и горьким финалом на сцене, а вот бытовые подробности текста вроде интерьера, еды или одежды, наоборот, стерты. Художник Эмиль Капилюш разграничил пространство пластиковыми панелями. Они – олицетворение строгого офиса Жанны, они же –- дизайнерский интерьер ее огромной квартиры, и они же – зеркала, перед которыми оказываются актеры в эпизодах, демонстрирующих провалы и одиночество. Сцена же в середине представляет собой движущийся круг, благодаря которому пьеса обретает динамику – движения тела на нем при вращении кажутся стремительнее и резче. Лирическую нотку в спектакль привносит саксофон, на котором на сцене играет Юлия Колченская, а надрыва добавляют стихи Арсения Тарковского, предваряющие некоторые действия, и тоже являются идеей режиссера.2588_5495 В главной роли Жанны –- заслуженная артистка Елена Комисаренко, которой блестяще удалось сыграть 50-ти летнюю бизнес-вумен. Ее молодой возлюбленный Андрей (Иван Бровин) сознается, что объявляет об уходе, уже год он встречается со студенткой Катей (Вероника Фаворская) и уходит к ней, так как она беременна. В этом спектакле мало персонажей (– кроме перечисленных только эпизодические): – партнер по бизнесу Виталий Аркадьевич, мальчик по вызову, два рэкетира, коллеги-подлизы. Все они скорее исполняют функции декораций, среди которых ярчелучше и четче вырисовывается образ и история Жанны. Голодное детство, ушедший из семьи отец и рано умершая мать определили прямой путь в несчастнуюголодную юность. В стране, предавшей все мечты и чаяния, единственный шанс выжить был – надеяться на себя., Ппройдя через штопаные колготки и заемные у братков доллары, Жанна построила к 50-ти успешный бизнес, повторяя, как мантру: «Я – сильная, я – очень-очень сильная, я самая сильная на свете, мне никто не страшен, я никого не люблю, и я – сильная, меня никто не может обидеть, никто не может предать, я растопчу любого, кто перейдет мне дорогу». А счастливы ли сильные? Нет. На этой сцене не счастливы, потому что нет близких, нет увлечений, нет доверия, нет опоры, кроме себя. Зато есть «и масть, и стать, и антураж».2588_5493 «Искренность, боль, которая понятна каждому человеку. Пьеса должна быть жизненной. Один из законов драматургии – зритель должен прикипеть к герою, сочувствовать ему, переживать за него. Если люди понимают, что и они такие же, у них то же самое в жизни, что и у героев, –- это может зацепить их» –- говорит в интервью «Невскому театралу» Ярослава Пулинович.Каждый персонаж спектакля симпатичен и жалок одновременно. Симпатия к Жанне – это скорее уважение к характеру и воле, особенно острая мерзость к ней даже не когда видим ее на могиле отца, а когда она мстит заведомо более слабому Андрею. Симпатия к Андрею и Кате – симпатия к простодушию и детской искренности, а жалость к ним в моментах, когда несправедливости жизни сметают эти качества безжалостно, заставляя взрослеть. Спектакль изящно закольцован режиссером и оставляет ощущение прожитой совместно с героями завершенной трагичной истории. Как и многие подобные истории из реальной жизни, он не предполагает happy end, где «они жили долго и счастливо», хотя финал в истории каждого отдельно взятого персонажа, придуманный здесь режиссером, вероятно и лучший из возможных. Если хочется ностальгии по России нулевых, сопереживания, узнавания и щемящей грусти – идите смело. Ближайший показ – 30 декабря.

Текст: Катерина Егорова

Фотографии из открытого доступа 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения