Вы здесь
Главная > Театр > «Мой бедный Марат»: Как трудно быть счастливым

«Мой бедный Марат»: Как трудно быть счастливым

Театральный центр «Вишневый сад», Москва, Алексей Арбузов, «Мой бедный Марат».

Работать с драматургией из советских шестидесятых, наверное, сплошное удовольствие. В ней мало внешнего, наносного, надуманного. Она безыскусна и трепетна. Не нужно изощряться и возноситься над действительностью — там все о жизни, о превращениях души.

В московском театральном центре «Вишневый сад» режиссер Вера Анненкова поставила одну из самых лиричных пьес Алексея Арбузова «Мой бедный Марат». Минимум действующих лиц, да и самого действия немного. Гораздо важнее то, что происходит внутри персонажей, события не вокруг них, а в глубине их самих. Война, блокада, послевоенная жизнь, конечно, влияют на поступки героев, но все таки не определяют их. Такая камерная и незамысловатая история могла бы случиться в любое время, в любом месте, с каждым из нас.

Лика (Алина Мазненкова), Марат (Михаил Маликов), Леонидик (Максим Деменьтьев) встретились и подружились в блокадном Ленинграде. Все выжили, выросли и стали друг другу так близки, что долгие годы не могли распутать затейливый клубок любви и дружбы, свитый из полудетских страхов, женской жалости и мужских амбиций. Внешнее благополучие каждого из героев очень обманчиво: для того, чтобы обрести настоящее счастье им предстоит окончательно расстаться с детством.

Пьеса прозрачна и атмосферна. По ней штрихами раскиданы милые приметы времени: забавные несовременные имена, названия, предметы. Да и сами проблемы, пожалуй, тоже. Нынешние ровесники героев спектакля могут не понять, откуда взялись их колебания, нелогичные решения, не всегда объяснимые поступки. В самом деле, почему бы не выйти сразу замуж за того, кого любишь, не потерять столько лет и сил на жизнь с тем, кого любишь иначе? И все — таки тоже любишь. Странные они, эти со всем миром честные, наши советские сограждане.

Погружение трех молодых артистов в эпоху получилось весьма органичным, потому что спектакль сделан бережно и без особых затей. Сценография, костюмы, реквизит — все правдиво до скрупулезности. Остается вдохнуть, сыграть также естественно, как жили и дышали герои пьесы. Именно с этим, самым важным, актеры справились не до конца ровно. Юному Марату веришь больше, чем повзрослевшему. Наиболее склонный к нравственному росту персонаж пьесы Леонидик недостаточно подвижен в своем развитии. Очень многозначное по эмоциям Ликино «Прощай!» тому, с кем она прожила большую часть жизни, звучит несколько поспешно и фальшиво.  Возможно, это всего лишь случайные настроения одного спектакля, а может быть симптоматичное недопонимание между актерами и их персонажами.

Желание режиссера добавить в свое произведение актуальных меток очевидно и понятно: хочется, чтобы молодые зрители приняли некоторую архаичность пьесы также заинтересованно, как и те, кто ностальгически любит старое советское кино, драматургию, литературу. Чудесная музыка Дианы Арбениной несомненно тому способствует, но все же несколько чужеродно вторгается в ауру спектакля. То же можно сказать и о видеоряде — его включение в постановки сегодня встречается нередко, но в какой то степени оно свидетельствует о беспомощности режиссера, не умеющего найти других, более ярких выразительных средств. И уж совсем ни к чему финальный выход героев в одинаковых белых рубашках и джинсах. Все это с легкостью рушит ту, тщательно выстроенную атмосферу уюта, устойчивости и надежности бытия тех лет, когда люди были чуть менее суетны, чуть более раздумчивы, добрее и честнее друг с другом.  Хорошо, что спектакль хоть на время возвращает эти ощущения. Жаль, что в соприкосновении с реальностью они оказываются чересчур хрупкими и тонкими, как старые елочные игрушки.

Текст: Дарья Евдочук

Фото: Владимир Шумилов, Валерий Сороковой

comments powered by HyperComments