Вы здесь
Главная > Кино > «И ты окажешься за пределами реальности…»

«И ты окажешься за пределами реальности…»

В субботу, 24 декабря, киноцентр Родина устроил отличный новогодний подарок всем синефилам, эстетам и настоящим фанатам качественного, неординарного, самобытного кино – арт-показ фильма «Запределье» индийского режиссёра Тарсема Сингха 2006 года на языке оригинала с русскими субтитрами. Пожалуй, сопоставимым по красочности, зрелищности и богатому визуальному ряду можно назвать фильм «Клетка» того же Сингха  2000 года – до сих пор  вспоминается  то странное ощущение, некая смесь из ужаса, любопытства и восхищения от происходящего на экране – оторваться невозможно!

По словам режиссёра, «Запределье» был снят без единого спецэффекта, съёмки проводились  в 18 странах мира – перед замершим в восхищении зрителем мелькают Тадж-Махал, Собор Святой Софии,  «Голубой город» Джодхпур, Андаманские острова, Колизей, Пражский Карлов мост…

Сюжет фильма прост  —  в некоем госпитале после травмы во время неудачного трюка лежит каскадёр Рой. Прикованный к кровати, сломленный, он мечтает только об одном — забыться морфием и никогда не просыпаться  – став калекой, можно не рассчитывать на любимую работу в кино…отчаяние усиливается после того, как герой узнаёт, что любимая предала его, предпочтя более успешного актёра. Но мрак его дней рассеивает  впечатлительная и добрая девочка – Александрия (как впоследствии поведает ей Рой, названная в честь великого Александра Македонского), сохранившая детскую непосредственность,  несмотря на огромное горе – потерю отца. Малышка вынуждена коротать дни в больнице из-за перелома руки  — результат падения во время сбора мандаринов. Фантазёрка Александрия задыхается в тесных палатах больницы и мечтает поскорее вырваться на волю.  Сначала Рой решает использовать Александрию – просит, чтобы она добыла ему немного лекарства для лучшего сна – в обмен на сказку (аналогия со «Сказками Шахерезады»?). Постепенно рассказ завлекает их обоих, и герои пытаются скрыться от жестокости окружающего мира в этой красивой выдуманной истории, устремляясь  в неё и забываясь… (кстати, в оригинале фильм называется «The Fall» — «Падение»).

Сколько сразу фильмов — ассоциаций приходит на ум – и «Алиса в стране чудес», и «Страна приливов», «Крупная рыба».. Но наиболее яркие схожие черты прослеживаются с «Лабиринтом фавна» — маленькая девочка, бегущая от ужасов войны в параллельную реальность, но в сказке, в которой она оказывается, тоже немало страшного…

Героев истории, поведанной Роем, – пять – сбежавший с плантаций раб, бандит, индиец, шаман, натуралист Чарльз Дарвин. Им всем нечего терять – самое важное в жизни  (брата, жену, друга, дом) уже отнял негодяй, и сходятся они на почве ненависти и мести одному человеку – негодяю — губернатору Одиусу, воплощающему в себе всю несправедливость мира к слабым и обездоленным.

Слушая об удивительных приключениях отважной пятёрки, поначалу Александрия не вмешивается, но постепенно всё больше влияет на ход событий. Самые драматичные моменты – перемежение сказки и  реальных событий (отчаяние девочки, пытающейся воскресить отца и видящей его то в Чёрном Бандите, то в Рое).  В  отчаянной попытке Роя истребить всех своих героев самыми изощрёнными способами чувствуется ярость, боль и обида на провидение.  Удивительно, но, увидев храбрость и даже героизм ребёнка (её стремление помочь другу облегчить страдания заканчивается новым падением и более серьёзной травмой), Рой  потихоньку начинает  выбираться из тяжелейшей депрессии, и в финале сказки, которую он рассказывает, превозмогая боль и слёзы, его альтер-эго – Чёрный разбойник – не опускает руки, а встаёт и борется до конца. Так и в реальности  появляется надежда на счастливый финал – особенно когда Александрия, впервые попав в волшебный мир кино, видит в каждом каскадёре своего доброго друга – и мы, затаив дыхание, тоже надеемся на лучшее.

Фильм нельзя отнести к какому-то определённому жанру – это и приключения, и фэнтези, и драма, и комедия, нет здесь и абсолютно положительного главного героя –сомнителен  каскадёр Рой, использующий ребёнка в своих целях (не думая о том, какую моральную травму может нанести ей, сознавшей, что помогла убить себя другу).

Поражает мастерство оператора – совершенное буйство красок, масштабность, невероятной красоты ландшафты сменяются каждые 5 минут – огромные  безлюдные пустыни с одинокими человеческими фигурками вдали, удивительно сочная, изумрудная зелень, бескрайние поля…

Актёры тоже прекрасно справились со своей работой – сопереживаешь главному герою Рою (актёр Ли Пейс, прославившийся ролью Трандуила в трилогии «Хоббит»), очаровываешься и непосредственностью, и внутренним стержнем Александрии (румынская актриса Катинка Унтару). Верно подобранный актёрский состав – не знаменитые раскрученные лица, постоянно мелькающие в каждом фильме, а новые, интересные типажи, которым, может, и недостаёт опыта и гениальной игры  —  позволяет отвлечься и по-настоящему погрузиться в красивую фантазию.

То, что фильм получил лишь один приз  киноакадемиков – «Хрустального медведя» за «Лучший художественный фильм конкурса для юношества Поколение 14+» — подтверждает тот факт, что перед нами фильм – исключение, к которому, к сожалению, многие зрители пока не готовы.

«Запределье» — это глоток свежего воздуха в эпоху засилья фильмов, снятых по компьютерным играм, комиксов и бесконечных сиквелов и спиноффов. Пересматривая  такие фильмы, где каждый кадр драгоценен,  словно жемчужины, которые хочется перебирать и пересматривать  снова и снова, веришь, что у кинематографа есть будущее.

Текст Наталья Стародубцева

comments powered by HyperComments