Вы здесь
Главная > Музыка > Человек – орга́н

Человек – орга́н

qip-shot-screen-155Что может стать лучшим подарком для души и тела в пятничный вечер после трудового дня, чем концерт органной  музыки в центре столицы?

Римско – католический кафедральный собор на Малой Грузинской, построенный по инициативе польской диаспоры Москвы в начале XX века в неоготическом стиле, поражает своим могуществом и величием, особенно на фоне темного неба.

Отворив двери, вы оказываетесь в царстве красоты, гармонии и умиротворенности. Длинный проход между сиденьями с красной обивкой, колонны и витражные окна, над головой крестовые своды, образованные диагональными арками; желтые стены, которые от света синих прожекторов принимают нежно-розовый оттенок. И чем ближе к алтарю, тем сильнее устанавливается связь с сакральным миром в слабо – освещенном зале.

На протяжении десятилетий здесь играли лучшие музыканты мира, и вот 18-го ноября сердца пришедших слушателей покорил органист хора Собора Парижской Богоматери, титулярный органист собора Благовещения Пресвятой Богородицы в Нанси,  Йоанн Вексо.

Прохладный воздух и волнительные звуки органа, доносящиеся за спиной из хоров, заставляли мурашки бегать по всему телу. В алтарной части над темно-зеленым мрамором висело полотно, на котором транслировалась игра маэстро параллельно с презентацией тех композиторов, чью музыку Йоанн исполнял в тот момент.

Первым был представлен Иоганн Себастьян Бах, который в Веймаре занимал должность придворного органиста и устроителя концертов, в Лейпциге – кантора хора Святого Фомы, а в Тюрингии – смотрителя органа. 150 лет на его могиле не было ни памятника, ни имени. Вексо сыграл три композиции выдающегося немецкого органиста, а затем перешел к Моцарту, чей музыкальный почерк узнается сразу.

qip-shot-screen-154

Это была игра на контрасте: если музыка Баха более мягкая, плавная, то музыка Моцарта более колкая, «хватающая за горло». Моментами даже казалось, что орган не выдержит такого накала страстей и вот-вот разлетится в щепки от напряженности. При этом поражало то, с какой легкостью Йоанн владеет инструментом. Его пальцы мастерски бегали по многочисленным клавишам, а ступни ног ловко скользили по педалям. Нужно обладать невообразимой музыкальностью и талантом, чтобы так тонко чувствовать инструмент. В этот вечер Вексо слился с органом в единое целое.

С неким давлением, которое порой было трудно вынести, звучала и симфония №6 французского композитора Шарля-Мари Видор. Он был первым, кто сыграл на органе, установленном в 1901 году в Большом зале Московской консерватории имени П.И. Чайковского. Тогда же он впервые в Москве представил свою новую Пятую симфонию.

В программе «Музыка соборов мира: Нотр-Дам де Пари» также прозвучала и «Benedictus» из цикла «Двенадцать пьес для органа» немецкого пианиста и органиста Макса Регера.

Портреты композиторов были показаны на фоне звездного неба, как бы намекая на то, что каждый из них – целая галактика в мире классической музыки.

Единственное, что немного расстроило – это скудность презентации. Но разве такая мелочь способна испортить такой величественный вечер?

Собор все больше погружался в сумеречную тишину, и лишь неугомонный орган надрывисто звучал, то тихонечко плача, то громко смеясь. И чем спокойнее были его порывы, тем трепетнее бились сердца.yudzgam4n7i

Йоанн Вексо – Гений и Человек с большой буквы. После виртуозной игры маэстро спустился в зал, чтобы поприветствовать слушателей, которые аплодировали стоя. Скромно улыбаясь, он трижды поклонился и отошел в сторону. Тогда гости направились к нему, чтобы лично поблагодарить за превосходный вечер!

Автор: Наталия Кочановская

comments powered by HyperComments