West Wind 2016: день четвертый, черно-белый

Шел четвертый день Фестиваля европейского кино в «Англетере» и среди фильмов, принесенных в этом году West Wind – работа румынского режиссера Раду Жуде. Историческая трагикомедия «Аферим!» – картина, минималистичная  по своей форме и глубокая по идейному содержанию.Черно-белый формат, бесконечные диалоги, неторопливо развивающееся  действие, которое захватывает редкими  местами, и, как правило, кровавыми. В самых незамысловатых традициях роуд-муви, герои путешествуют по принципу «туда – обратно», сначала слева направо кадра, а затем справа налево. Но не перемещения главное, и даже не герои, а обычаи и нравы румын начала 19 века, когда в стране царит патриархат, а главным предметом купли-продажи  остается человек. Когда дикий боярин может наказать провинившегося крепостного ножницами, а  почти бесправные цыгане живут стайками и  называются «воронами».«Аферим!» рассказывает о полицейском Констандине (Теодор Корбан), которого боярин отправил на поиски беглого крепостного  цыгана (Тома Кузин), умудрившегося переспать с боярыней. Сыщик берет на дело молодого сына Ионицэ (Михаи Команою), еще по-детски неуклюжего, но уже проявляющего признаки мужества. По пути, отец балует сына бесценными уроками жизни, алкоголем и даже проституткой. Но сложно оказывается не найти беглеца, а отдать  его в руки разгневанному хозяину, то есть на пытки и смерть. Путешествие по горам с раненным в ягодицу цыганом в седле,  заставило полицейского изменить свое мнение о  чернобородом пленнике. «Боярыня заставила согрешить с ней!  Что я не мужик?»  – отчаянно восклицает цыган.   Компания сочувствует и постепенно проникается симпатией к непутевому Карфину, однако оков не снимает…Герои лишь на секунду задумываются о несправедливом распределении жизненных карт, и сразу отгоняют от себя эту дерзкую мысль.  Кажется, картина не о моральном выборе  румынского служителя закона, и не о личностях героев. Крупные планы так редки, что редко увидишь лицо Констандина, мокрое от навернувшихся слез и пота,  со спутанными седыми  усами. Больше видов гор и дорог, с каменными крестами на обочине, а  экран то и дело перебегает стадо овец или грязные, оборванные цыгане.  «Аферим!» изобилует разными подробностями румынского быта, с застольями под национальные песни, со стереотипами и предрассудками, вроде «евреев, которые ездят в экипажах, запряженными христианами» и мифами о крае земли. Мы видим разного рода отношения, не только бояр и крепостных, но и мужчин и женщин (первые безнаказанно бьют и таскают  за волосы последних), отцов и детей.  Именно в  этом ценность работы Жуде, в немного утрированной, бесстрастной  исторической ленте, наполненной ценнейшими образами Румынии 1835 года, с его особым жизненным укладом и фольклором.Смотря это классовое прочтение истории, мы сравниваем наши новые ценности со старыми, и быть может, именно противоречивости этих двух мировоззрений Жуде возносит «Аферим!», что значит «Браво!». Не возвеличивая что-либо, а скорее разводя руками и подводя черту под тем нравственным скачком, совершенным румынским, да и в целом европейским обществом.После просмотра фильма, на сцену кинотеатра «Англетер» поднялась актриса Михаэла Сирбу, сыгравшая боярыню, чтобы ответить на вопросы зрителей.Как румынское общество восприняло фильм?- Очень разная реакция, от людей, которые говорили, что да, нам нужно знать больше об этом периоде, потому что в современном румынском обществе даже не все знают, что в эти века цыгане были в рабстве. До диаметрально противоположной реакции, как писали в онлайн-газетах: «Зачем вы нам это показываете, мы ненавидим цыган и ненавидим евреем, и не хотим видеть эти… плохие части нашей истории».Что было самым сложным в съемках этой исторической картины? - Сложность, конечно, была в том, что картина снята немного на другом языке, на старом. Трудность еще заключается в эмоциональной вовлеченности. В этом случае я  играю некую двойственную роль, потому что моя  героиня  тоже страдает –  муж избил ее, узнав об афере. Но, в принципе, это было не очень сложно, потому что роль более чем небольшая, и я привыкла к такому стилю игры.Что из декораций было воссоздано, а что реально?- Многое из декораций было построено, например, деревня, в которой происходили события. Но замок боярина – настоящий, это типичный замок для юга Румынии, Куло Гречано. Сложнее было найти животных этого периода, потому что они очень изменились за последние 150 почти 200 лет. К примеру, свиньи, которых вы видите в последней сцене.

Автор: Инна Син

Фотографии и кадры предоставлены организаторами 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения