Вы здесь
Главная > Около > Круг Петрова-Водкина

Круг Петрова-Водкина

Открытие выставки «Круг Петрова-Водкина» состоялось 2 июня в корпусе Бенуа Государственного Русского музея. На выставке представлены как работы самого мастера, так и избранные работы его учеников. Выбрать тех учеников Петрова-Водкина, которые не просто копировали его стиль, но и смогли его развить, каждый по-своему,  — такую задачу ставили перед собой кураторы выставки. Выставка продлится до 22 сентября.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин заслуженно считается одним из выдающихся живописцев XX века. В «круг Петрова-Водкина» в разные годы входили Павел Голубятников, Николай Ионин, Израиль Лизак, Владимир Малагие, Вячеслав Пакулин, Алексей Пахомов, Александр Самохвалов, Петр Соколов, Леонид Чупятов и многие другие.

На экспозиции представлено около 200 произведений живописи и графики из коллекции Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Московского музея современного искусства, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Кроме того, представлены произведения более чем из 10 частных собраний.

Художник  активно занимался преподаванием с 1910-го года. Он пришел в школу Елизаветы Званцевой, ученицы Ильи Репина, где сменил художника Леона Бакста. Выставка впервые показывает «званцевцев» как цельное явление, в котором нашли своё преломление стилевые интересы эпохи, прежде всего символизм и начала экспрессионизма. Петров-Водкин был для своих талантливых учеников не только педагогом, но и старшим товарищем по искусству.

На выставке «Круга» «званцевцы» (Н.Лермонтова, Ф.Шихманова, Р.Котович-Борисяк) впервые представлены с  подобной полнотой. С 1918 –го по 1932-й гг. Петров-Водкин  профессорствовал в  Академии художеств. Его система в какой-то период была практически единственной  учебной методологией, в полной мере отрефлексированной и цельной, так что за это время с  Петровым-Водкиным соприкасались более сотни студентов первого года обучения. Выявленные, в том числе и в ходе подготовки к выставке, работы учебно-постановочного плана (А.Зернов, Т.Купервассер, М.Ломакина, Г.Эфрос, Е.Благовещенская и др.) дают наглядные представления о его «объективном методе» как совокупности установок теоретического толка, последовательно реализованных в материальном плане. Быть его учеником – значило, пройти определенный профессиональный ценз: «я не плодил дилетантов», — свидетельствовал художник.

В экспозиции представлен большой пласт произведений художников, которым довелось превзойти курс петрово-водкинской «науки видеть» и вырасти во вполне самостоятельных мастеров. Многие художники, достигнув профессиональных вершин, продолжили творческий диалог со своим учителем: это относится прежде всего к рано умершему А.Лаппо-Данилевскому, Л.Чупятову, П.Голубятникову, П.Соколову, В.Дмитриеву, но не только к ним. Некоторые структурные особенности петрово-водкинской изобразительности легко считываются у  А.Самохвалова и А.Пахомова, И.Лизака и В.Малагиса, Е.Эвенбах и А.Зернова. Понятие  «Круг Петрова-Водкина» на выставке предстаёт подвижным и многосоставным,  рассчитанным на  приращения новых материалов и интерпретаций.

Фото: Александр Шек

comments powered by HyperComments