Вы здесь
Главная > Кино > Неделя кино Швеции

Неделя кино Швеции

На шесть дней «Великан Парк» превратился в дом любителей шведских фильмов, поскольку киноклуб «Синемафия» представил неделю кино Швеции в Санкт-Петербурге.  В программу вошли новинки шведского кинематографа: от подросткового хоррора до документального кино, работы восходящих звезд и ведущих режиссеров.

Погружение в шведский кинематограф начали с  торжественной церемонии открытия с шампанским и фильмом «Андердог». Андрей Смирнов – ведущий авторской программы «Окно в кино» на телеканале «Санкт-Петербург» и по совместительству куратор программ киноклуба «Синемафия», рассказал залу о программе на неделю, коротко о фильме «Андердог», и о том, что мы будем смотреть завтра,  пожелал приятного просмотра, и фильм начался.

Эмоциональная достоверность

Психологическую драму режиссера Ронни Сандала называют манифестом социально-экономической ситуации в современной Скандинавии. Картина получила немалое количество призов на престижных фестивалях, а также была номинирована на главную шведскую национальною кинонаграду – премию «Золотой жук».

Переехав из Швеции в Норвегию, Анна перебивается случайными заработками и живет в жутком, по мнению шведов, хостеле. Судьба сводит ее со Стеффеном, владельцем суши-бара, отцом двоих детей. Она нанимается к нему сиделкой и постепенно начинает испытывать к Стеффену нежные чувства, что, кстати, взаимно. Однако владелец суши-бара стыдится своих чувств, ведь в Норвегии шведов ни во что не ставят и не уважают, называя «шведскими пакистанцами»,  окружая их массой стереотипов.

Нежность с жестокостью, юмор с грубостью, откровенные сцены — невероятно эмоциональный  рассказ об обществе, в котором находится главная героиня. В лучших традициях шведского кино каждое действие героев сопровождается детальными подробностями, что называется в мире «гиперреализм», гиперреализм и жуткими паузами. Ощущение что находишься внутри картины, не покидало ни на минуту, возможно именно по этой причине, так и хотелось их поторопить, вставить свои слова в диалоги, решить  проблемы за героев, чтобы не мучились. Обладателям всем известного шила кино Швеции всегда кажется безумно нудным и долгим, но стоит потерпеть, тогда перед вами откроется удивительный эмоциональный мир, созданный действительно талантливым режиссером.

Вторые «Сумерки»?

«В фильме присутствуют сцены курения, распития спиртных напитков, но без откровенных сцен секса как вчера. Спасибо. Приятного просмотра», — завершает свой короткий рассказ о фильме Андрей Смирнов. Свет гаснет, начинается фильм.

Молодежный хоррор «Круг»  – экранизация одноименного бестселлера Сары Элфгрен и Матса Страндберга. Кто-то называет их «скандинавскими Стивенами Кингами», а кто-то пишет об их романе, как о подражании серии книг Стефани Майер с ее «Сумерками», что, кстати, совершенно не соответствует правде. Идею экранизации романа «Круг» предложил экс-участник культовой шведской группы ABBA Бенни Андерсон. Песни знаменитой группы вы не услышите, однако все же именно Бенни сочинил саундтрек для фильма. Сара Элфгрен написала сценарий и вот «Круг» получил целых 3 номинации на кинопремию «Золотой жук».

Жизнь в маленьком городке Энгельфорс идет своим чередом, пока в кабинке туалета не находят тело подростка, а луна на небе не приобретает кровавый цвет. Только шесть девушек знают правду о происходящем, им предстоит объединиться, преодолев личную неприязнь, вступить в бой со злом, спасти мир и постараться не умереть, попутно решая свои житейские проблемы.

«Школа – пристанище дьявола», — многие также думают, будучи школьниками. Однако в фильме все намного сложнее —  шестерым избранным действительно предстоит с ним столкнуться. Стоит сказать, что хоррора, как такового, не показали, все происходящее можно отнести лишь к мистике. Но даже снимая фильм про ведьм и демонов, шведы не отошли от своего гиперреализма. Никаких надуманных подростковых проблем, которые мы привыкли видеть в американских фильмах, логичные действия персонажей и эмоции такими, какими они должны быть. Все естественно, натурально. Немного о проблемах: как пережить смерть близкого, запретная  и неразделенная любовь, издевательства, проблемы с питанием девушки-анорексика, непонимание в семье и многие другие. Фильм портит только легко угадываемый злодей  и несвойственная, для хоррора, медлительность в развитии сюжета.

106 минут в деревне

— Не подскажете, сколько фильм по времени? – выкрик из зала.

— Вы торопитесь на футбол? 106 минут… это 1 час 45 минут, а футбол в 22. Всем приятного просмотра! – рассказав о фильме и ответив на вопросы, Андрей Смирнов покидает зал.

«Чудеса на Вискане» — шведская семейная мелодрама от режиссера Джона О. Олссона. Малин переходит по мосту через реку, чтобы попросить своего отца выступить гарантом перед банком, где ее муж Бьярне решил взять кредит на бизнес. Очень типичный шведский фильм, оставляющий хорошее послевкусие. 106 минут вам предстоит прожить в деревне с ее жителями. Почему прожить? Снятая все с той же шведской реалистичностью, не оставляющей полета для фантазии, картина заставит погрузиться в жизнь героев, ни оставив зрителю ни шанса на побег. Если решили посмотреть этот фильм, то будьте добры решить все проблемы деревни: измены, травму позвоночника, конфликты отцов и детей,  классовую неприязнь, долги по кредитам и прочие житейские проблемы. Ничего необычного, просто жизнь.

Повторяя жизнь                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Это был последний день, когда фильм начинался со вступительного слова Андрея Смирнова. Он кратко описал грядущие фильмы и пожелал приятного просмотра. Свет, реклама, фильм.

Картина «Юная Софи Белл»  режиссера Аманды  Адольфссон вышла в национальный прокат в январе 2015го. Мгновенно став популярным, фильм собрал приличные кассовые сборы и был номинирован на кинопремию «Золотой жук» в 2016 году.

После выпускного Софи и Элис мечтают поехать в Берлин. Но планы рушатся, когда подруги ссорятся, Элис уезжает одна. Вскоре в дом Софи приходит полиция: найдено тело, Элис покончила с собой. Не веря в происходящее, Софи сбегает из дома, в надежде узнать, что случилось с ее подругой.

Фильм, по сегодняшним меркам, достаточно короткий, всего 80 минут, но за это время зрители вместе с главной героиней полностью погружаются в жизнь ее подруги Элис. Выясняется, кем она действительно была, чем жила, почему и как погибла. Всего на несколько минут становимся ею. В поисках ответов, Софи прошла от момента, когда Элис поселилась в коммунальной квартирке в Берлине, до ее прыжка с моста, встанем на перила, поймем ее чувства, проживем их вместе с ней. Что интересно, фильм получился вполне динамичным: не возникает желания перемотать пленку или пнуть персонажа для ускорения, а эмоции от просмотра не отпускают еще долго.

Жизнь «мамы всей Швеции»

Режиссер-документалист Кристина Линдстрем представила миру 3-серийный документальный фильм об Астрид Линдгрен, посетители недели кино Швеции увидели укороченную версию этого фильма в 90 минут. Великую сказочницу принято называть «Мама всей Швеции»,  откликавшуюся на каждую мольбу о помощи и продвигаясь в политике, биография этой писательницы – история всей Швеции XX века.

Фильм  «Астрид. Жизнь и Время» очень бережно и с любовью описывает жизнь писательницы. Рассказ ведется с помощью отрывков из интервью самой Астрид, отрывков из ее книг, которые подтверждают рассказ и дополняют картину переживаний писательницы, уникальных хроник, озвучены переписка Астрид Линдгрен, никогда не публиковавшаяся ранее, страницы ее «Военного дневника», интервью с ее родственниками, близкими людьми и другими значимыми лицами. Не смотря на то, что это документальный фильм, ощущения от него как от красивой мелодрамы: переживаешь за героев, любуешься красивыми картинами, остаешься с приятным послевкусием в душе. Когда пошли титры, зал еще пару минут сидел в тишине.

Короткометражный ужас

Неделя кино закончилась киноальманахом «Швеция в коротком метре». Как сообщает аннотация, это подборка лучших шведских короткометражных фильмов 2010-2015 года, подготовленная знаменитым Международным фестивалем короткометражного кино в Упсале. Всего было представлено 10 фильмов. Единственный сеанс за неделю, с которого уходили люди. Описывать короткий метр – это все равно что спойлерить. Поэтому дабы не лишить заинтересовавшихся в удовольствии открыть для себя эти фильмы, мы скажем сразу обо всех, кратко и сумборно: оса с человеческим лицом, стручок гороха, наигранные ссоры, огненные пляски муравьев, обнимашки с бездыханным телом, материнская боль от утраты детей. Самое главное, что нужно знать об этих короткометражках – режиссеры одинаково не любят сковородки и чаек.

В целом неделя прошла в дружеской обстановке, с хорошими фильмами, которые с разных сторон показывают нашу жизнь, заставляют задуматься, где-то посмеяться и помечтать о лучшем. Впереди недели кино Польши и Мексики, следите за новостями в нашем журнале и в группе клуба «Синемафия».

Текст: Марго Ковалевская

Фотографии из открытого доступа

 

 

comments powered by HyperComments