Вы здесь
Главная > Около > Искусство вне времени

Искусство вне времени

6 июня в здании Главного штаба состоялось торжественное открытие сразу двух выставок: выставки «Реализмы», подготовленной Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа при участии галереи Гари Татинцяна, Simon Lee Gallery и Halcyon Gallery; и выставки “Питер Пауль Рубенс «Воскресение Христа»” из цикла «Возрожденные шедевры». Выставка «Реализмы» построена на уникальном сопоставлении трех современных художников: Митча Гриффитса, Тони Мателли и Джима Шоу, каждый из которых по-своему отражает действительность, прибегая к различным художественным техникам.  

В торжественном открытии приняли участие кураторы обоих проектов, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский и художник Митч Гриффитс, участник выставки “Реализмы”, чьи работы украсили сразу несколько залов Главного Штаба.

В своей вступительной речи Михаил Пиотровский сказал, что неверно выделять современное искусство в отдельную категорию. Есть “искусство” как непрерывный процесс со сложными горизонтальными и вертикальными связями, и возможность увидеть в одном музее работу Рубенса и картины Гриффитса дает шанс в этом убедиться, хотя Гриффитс, по его мнению, пожалуй, ближе к традициям Караваджо.

Митч Гриффитс (р. 1971, Нанинтон) – британский живописец, пишущий современные картины с иконографически сложными сюжетами. Это живопись в прямом и буквальном смысле слова: трудоемкое письмо краской по холсту, выстраивание композиции, поиск сюжета с сопровождающими атрибутами. Гриффитс черпает темы в современности, а композиции – в истории искусства. Это придает изначально банальным образам серьезность и эпическую силу. Подобно «Встрече» Курбе, полотна Гриффитса возносят повседневность до идеала и намеренно ее переоценивают. В отличие от классического реализма, призванного демистифицировать бытие, его картины претендуют на создание новой мифологии.

Тони Мателли (р. 1971, Чикаго) – американский скульптор, в прошлом ассистент Джефа Кунса, представляет на экспозиции одну из самых своих известных гиперреалистических работ «Истерзанные». В отличие от классических скульптур Дюана Хэнсона, мастер аккумулирует в своем творчестве новейшие технологии XXI века, чем достигает совершенной иллюзии физического присутствия тел. Работа Тони Мателли несомненно отсылает к классическому музейному сюжету об изгнании Адама и Евы из Рая – потрясающему повествованию, лежащему в основе культурной истории Европы. Но если библейский сюжет лишь определяет базовое восприятие скульптуры в музейном контексте, то параллельные «истории», связанные и с ее названием, и с бесчисленными мученическими деталями, заставляют говорить о реальности голливудских спецэффектов, перенесенных в статику скульптурного объекта.

Джим Шоу (р. 1952, Мидленд) – американский художник, ученик пионера концептуализма Джона Балдессари, ищет альтернативные пути отражения реальности во всем ее многообразии, не боясь экспериментировать и осваивать незнакомые жанры и техники. Бесконечный сон разума художника инициирует все новые и новые сюрреалистические проекты, среди которых родилась серия монументальных работ «Брошенное». На выставке представлены два произведения из этой серии, написанные на старых потрескавшихся театральных задниках. Объектом пристального внимания художника становятся актуальные культы американского общества.

Все три группы работ показывают разные способы использования реалистического метода и задействуют разные приемы работы с видимой реальностью. Художники по-разному выстраивают свои образы: то как торжественную историю, то как таинственное театральное священнодейство, то нагоняют ужас. Вступая во взаимодействие с постоянной экспозицией Главного Штаба и, шире, с коллекцией классического искусства Эрмитажа, эти работы провоцируют на новые многосторонние параллели, способные породить новые смыслы, позволяющие зрителям продолжить определять для себя формы и содержание мирового реалистического искусства.

Кураторы выставки «Реализмы» – Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат философских наук; Ольга Юдина, сотрудник Отдела Современного искусства. К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог и тематический путеводитель по Главному штабу.

Важной частью выставочного проекта станет интеллектуальный марафон «Реализмы», который пройдет в ночь с 10 на 11 июня 2016 года в Главном штабе при поддержке Академии Художеств, с участием ведущих российских и зарубежных специалистов. К участию в марафоне приглашаются также посетители Эрмитажа (по предварительной регистрации на TimePad).

Выставка «Реализмы» проходит в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI веков. К выставке подготовлена образовательная программа, включающая цикл лекций, мастер-классов и серию публичных дискуссий.

Впервые за 80 лет публика увидит отреставрированное полотно великого фламандского живописца XVII века из собрания Государственного Эрмитажа. До 1934 года картина находилась в Троицком соборе Александро-Невской лавры и была известна лишь по немногочисленным описаниям.

Картина Рубенса, написанная художником в 1610-1611 годах,  приобретена императрицей Екатериной II. В 1794 году она пожертвовала ее в числе других произведений иностранных мастеров собору Александро-Невской лавры, построенному незадолго до того. «Воскресение Христа», более ста лет украшавшее алтарную часть храма, оказалось вне поля зрения специалистов и в научный оборот не вошло. После закрытия собора в 1934 году полотно было передано в Эрмитаж накатанным на вал, и почти 80 лет оставалось недоступным для изучения. Только в 2012 году, после открытия Реставрационно-хранительского центра Эрмитажа в «Старой Деревне», стало технически возможным снять с вала картину огромных размеров (482х278 см) и приступить к ее восстановлению.

Реставрация осуществлялась в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа и продолжалась около трех лет. К работе были привлечены восемь художников-реставраторов под руководством Виктора Коробова, заведующего Лабораторией. Большие размеры холста, сильно покоробленного вследствие долгого пребывания на валу, значительное число разновременных старых потемневших записей, перекрывавших утраты авторской живописи, а также наличие слоев сильно потемневшего и загрязненного лака обусловили сложность реставрации. Расчистка картины от посторонних записей позволила выявить авторскую живопись, стиль которой вполне согласуется с живописной манерой Рубенса первых лет по его возвращении из Италии в Антверпен в декабре 1608 года. Резкие ракурсы фигур, атлетические тела с преувеличенно развитой мускулатурой, предельно усложненные движения, – все это отличает работы Рубенса, созданные в период утверждения его как величайшего мастера Антверпена.

В ходе реставрации стало ясно, что Рубенс картину не закончил, остановившись на подмалевке и корпусных прописках в нижней части полотна. Наиболее проработанными оказались торс Христа и фигуры двух стражников внизу на переднем плане слева. Голова Христа осталась в подмалевке. Внизу, на переднем плане композиции, бросается также в глаза заметная разница в проработанности правой руки и оставшегося в подмалевке кулака стражника, опирающегося на щит.

Как выяснилось еще на ранних этапах реставрации, «Воскресение Христа» сохранилось не в своем первоначальном виде. Картина обрезана справа и имеет три надставки (сделанные позднее, но в XVII веке): две узких – горизонтальную и вертикальную – и одну широкую закругленную. Первоначальный формат картины был прямоугольным. У его левого края, наверху, была помещена фигура Христа, а внизу –  скорчившегося на земле стражника, заслонившего лицо рукой от яркого света. Справа всю композицию замыкала фигура бегущего стражника в панцире. Эта фигура первоначально была изображена полностью, что может подтвердить подготовительный рисунок (музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам), содержащий изображение ног стражника и его согнутой в локте руки, сжимающей рукоятку меча. До сих пор исследователи не могли привязать этот набросок ни к одной картине. Стражник бежал прямо на Христа. Вероятно, для того, чтобы нейтрализовать этот агрессивный мотив, фигура стражника впоследствии была частично срезана, а оригинальный формат картины изменен. В итоге фигура Христа оказалась смещенной от края к центральной оси картины и, таким образом, заняла главенствующее место не только по смыслу, но и по геометрическому положению в композиции.

По некоторым косвенным фактам можно предположить, что картина большого формата была заказана Рубенсу для старого главного алтаря Доминиканской церкви в Антверпене (ныне церковь Св. Павла) приором монастыря Михаэлем Офовиусом, но во время написания Рубенсом «Воскресения Христа» заказчика направили на службу в другой город. Занявший его место Иоанн Бокетиус, скорее всего, имел свое представление об оформлении церкви, и заказал художнику картины меньшего формата и на иные сюжеты. Возможно, именно поэтому «Воскресение Христа» не было дописано.

Над реставрацией картины Рубенса работали художники-реставраторы Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: С. Богданов, В. Бровкин, П. Давыдов, В. Коробов (заведующий Лабораторией), А. Крупенко, М. Лапшин, А. Никольский, А. Цветков и Д. Шевченко. Куратор выставки – Наталья Ивановна Грицай, кандидат искусствоведения, заведующая сектором живописи XIII-XVIII веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Фото: Александр Шек

comments powered by HyperComments