В Питере — пить?

Представители некоторых СМИ не смогли определиться с тем, в каком же музее происходит действие одного из эпизодов последнего клипа Сергея Шнурова "В Питере - пить".  Пользователи соц сетей начали строить различные предположения на этот счет. Между тем, есть вполне явный и очевидный признак места: картинка Карла Брюллова "Последний день Помпеи", на фоне которой проходит экскурсия из клипа: А как всем известно, картина "Последний день Помпеи" находится в Русском музее с 1895 года! Или, все же, не всем? И какие же строки Пушкина хотела вспомнить экскурсовод из клипа Шнурова? Да и не только Пушкин высказывался об этом полотне. Но обо всем по порядку! Прежде чем говорить о Пушкине, стоит рассказать, что Брюллов посетил Помпеи в 1828 году, сделав много набросков для будущей картины про извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушение города. Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков. В те дни в Рим прибыл знаменитый писатель Вальтер Скотт. Он был стар и болен. В Риме он хотел увидеть прежде всего, картину русского художника, о которой писали газеты и которого так хвалили ему знакомые английские художники. Английские живописцы просили Брюллова открыть мастерскую для знаменитого писателя. На другой день больного писателя привезли в мастерскую художника. Более часа провел Вальтер Скотт перед картиной и никак не мог оторваться от нее. Он повторял с восторгом: Это не картина, это целая поэма! (согласно другим источникам - эпопея). Затем полотно было переправлено в парижский Лувр. Что было непросто, ведь размер картины достигал тридцати квадратных метров! Работа над таким огромным полотном заняла у художника три года: с 1830 по 1833. Эта работа стала первой картиной Брюллова, вызвавшей такой интерес за рубежом. Работу над картиной Брюллов начал с изучения исторических источников. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту. В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия. Не удивительно, что работа художника так впечатлила самого Вальтера Скотта. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник искал наиболее выразительную композицию. И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы. Изображение художника в левой части картины является автопортретом Брюллова. На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова — женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. Брюллов и Самойлова познакомились в 1827 году в Риме, в знаменитом салоне Зинаиды Волконской. Они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел картины. В 1834 г. картина была отправлена в Петербург. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю такие строки:

Принес он мирные трофеи С собой в отеческую сень. И был "Последний день Помпеи" Для русской кисти первый день.

Стихотворением откликнулся и А. С. Пушкин:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется — с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождём, под воспалённым прахом, Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Под впечатлением от полотна Брюллова известный английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон написал роман "Последние дни Помпеи". Широкой публике более всего известен романом «Пелэм, или Приключения джентльмена», который пользовался успехом в Европе. Пушкин под впечатлением от него собирался писать роман «Русский Пелам», от этого замысла сохранилось несколько развёрнутых планов. Гоголь написал статью о «Последнем дне Помпеи»: «Брюллов первый из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства... У Брюллова является человек для того, чтобы показать всю красоту свою. Нет ни одной фигуры у него, которая не дышала бы красотой, где бы человек ни был прекрасен...» «Гениальным художником» и «первым живописцем Европы» называл Брюллова Белинский. Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. И, наконец, после открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика. Мы перечислили далеко не все интересные факты связанные с одной, всего одной картиной, которая находится в собрании одного из многочисленных музеев Петербурга. В Питере, конечно, хорошо пить, но не зря наш город зовется Культурной столицей! Уникальные произведения искусства, потрясающие памятники и исторические объекты окружают нас. Стоит лишь руку протянуть и прикоснуться к чему-то невероятному, волшебному, головокружительному. А к чему именно прикоснуться - выбор за нами. p.s. А эпизод клипа с картиной Карла Брюллова снимался в стенах легендарного Мухинского училища. Вы ведь заметили, что интерьер, в котором происходит действие, совсем не похож на зал Русского музей, в котором выставлена оригинальная картина, правда?

Фотографии, репродукции и материалы из открытых источников.

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения